Image

Октябрьский СЗ: истоки, пути, перспективы

Чтобы как следует понять настоящее, нужно знать истоки, прошлое – и древнее, и недавнее. Какими бы ни были наши сегодняшние достижения, не стоит забывать о том, что мы «стоим на плечах предыдущих поколений и именно благодаря этому можем дотянуться дальше и выше». О том, чтобы будущие поколения достигли новых высот, мечтает, генеральный директор ООО «Октябрьский СЗ» Людмила Тельных. «Жизнь следующих поколений нашей Родины должна быть честной, чистой и справедливой в делах больших и малых!» – верит Людмила Григорьевна. Об истоках, сегодняшнем дне и перспективах мы с ней и побеседовали.

– Людмила Григорьевна, вы родились в первом послевоенном году в семье офицера, инвалида войны, участника Сталинградской битвы. Ваши родители были очень интересные и достойные люди, но они никак не были связаны с судостроением. А как получилось, что вы выбрали эту специальность? Никогда не жалели о своём выборе?
– Семья у нас была большая и дружная, и когда умерла папина старшая сестра, в нашем доме появился мой двоюродный брат Петя. Пётр Сергеев был постарше меня, но мы с ним были очень дружны. По окончании школы он пошёл учиться в Горьковский строительный институт. Петя был увлечён своей будущей профессией, и когда мне пришло время выбирать специальность, то, возможно, его энтузиазм сыграл роль в том, что и я выбрала область, касающуюся строительства, пускай и не зданий, а кораблей. Мой выбор пал на Горьковский институт инженеров водного транспорта, и я никогда не жалела, что связала свою жизнь с этой профессией. Нижний Новгород вообще – город судостроителей со знаменитыми на всю страну заводами, славными своими традициями. И в те годы звание кораблестроителя звучало особенно гордо.
В 1969 году я вышла замуж. Мой муж Александр Петрович был инженером-электромехаником. Мы с ним вырастили троих детей, у нас шесть внуков и две внучки. В общем, моя личная жизнь сложилась счастливо, но много радости мне всегда доставляла и моя работа!
Окончив в 1971 году институт, я получила направление в Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) и начала работать там конструктором. Мы все трудились очень увлечённо, с мыслью, что на просторах наших рек, озёр и морей должно быть больше красивых, быстроходных кораблей на подводных крыльях. Я очень часто вспоминаю работу в ЦКБ. Это было великолепное время!
Отдельно хочется сказать о проекте «Орлёнок» Р. Е. Алексеева, в котором мне довелось принять участие под его руководством. Ростислав Евгеньевич Алексеев (1916-1980 гг.) – советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов, экранолётов, яхт и лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий. Созданный им экраноплан/экранолёт «Орлёнок» прошёл первые ходовые испытания в 1972 году. Планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят», однако по ряду причин этим планам не суждено было сбыться…
На базе «Орлёнка» активно разрабатывались несколько модификаций: пассажирского судна, научно-исследовательского экраноплана, авиационно-морской спасательной системы.
Волей истории это великолепное создание конструкторской мысли не получило должного развития, но я верю, что его время ещё настанет, и особенно надеюсь, что возродится проект «Орлёнок» именно на Судостроительно-судоремонтном заводе им. 40-й годовщины Октября. Это предприятие с богатой и славной историей, год основания – 1879; одно из старейших предприятий на Волге. С этим заводом связана и моя судьба, начиная с момента, когда после 4-го курса моя производственная практика проходила на этом заводе. Тогда в его цехах работа кипела как хороший борщ. Завод расположен на левом берегу Волги, напротив – Нижний Новгород с хорошей базой судостроителей, с двумя профильными факультетами вузов. Завод за свою историю сменил много названий, и сегодня под его брендом работает несколько предприятий, в том числе в городе Нижнем Новгороде. Первое название затона для ремонта кораблей – Собчино, где люди сообща, совместно жили и работали. Сейчас это затон Октябрьский. Вид деятельности предприятия с тех пор не изменился: оно занимается судоремонтом и судостроением. Изменилась экономика. Если во времена СССР завод работал в полную мощь и построил весь посёлок Октябрьский, то после развала Союза количество заказов упало до нуля, число рабочих сократилось с 700 до 50 человек. Долгие 30 лет предприятию приходилось выживать, отключаться от газа, воды, потому что тарифы монополий были неподъёмны для него. Основные производственные фонды сохранены, а слип для подъёма судов капитально отремонтирован – как наклонная часть, так и подводная. Причальная стенка принимает суда на зимнюю стоянку, как это было ещё сто лет назад. Сейчас завод работает только с частными судоходными компаниями, заинтересованными в услугах по судоремонту. Иногда в неформальной обстановке представители этих компаний говорят представителям предприятия: «Ну куда же нам податься, если вы, не дай бог, закроетесь?» Сегодня устойчивость работы предприятия достигается за счёт тотальной экономии, на второстепенные моменты и «разруху» непрофильных фондов приходится не обращать внимания: на это нет ресурсов. Зато предприятие работает стабильно, в отличие от соседей, например Городецкого или Чкаловского заводов. Благодаря взвешенной позиции нижегородских властей ковидный кризис предприятие почти не затронул, оно продолжает деятельность. Однако мы, те, кому дорого это предприятие, мечтаем о том, чтобы оно возродилось в своей былой мощи – как прежде, во славу Отечества!

– Когда судьба вновь связала вас с этим замечательным предприятием?
– В жизни всё течёт, всё изменяется. Настали иные, трудные времена. Я работала тогда в Горьковском институте инженеров водного транспорта, который окончила когда-то. В 1995 году, уже в зрелом возрасте, я получила также второе высшее образование в Горьковском институте экономического развития.
Осенью 1998 года, выступая на празднике, посвящённом юбилею завода им. 40-й годовщины Октября, я сказала его работникам, что банкротить предприятие нельзя, надо работать. Но это было ошибкой: дальнейший анализ показал, что развал завода начался ещё до того, с внедрения ваучерной системы в стране. Моя работа там началась в 1998-м, со звонка директора завода «Красное Сормово» Н. С. Жарова с заказом на поставку «Озонов-0,75» для танкеров фирмы «СФАТ», строящихся тогда у него на предприятии. В дальнейшем «Озоны-0,75» (очистные станция для воды на судах) поставлялись на Ярославский судостроительный завод, «Озоны-6» – на теплоход «Виктор Рыбин» и так далее. Получая результаты, мы выплачивали долги и зарплату рабочим завода. Помогали в этом и выплаты по долгам Волжского пароходства. Но так продолжалось недолго: тогдашние хозяева пароходства запретили выплаты по долгам. И тогда на завод были приглашены специалисты по банкротству.

– А как возникла ваша компания «Октябрьский судостроительный завод»?
– Мне очень хотелось показать, что завод может работать и зарабатывать! На этой волне мы и создали новую структуру, малое предприятие под названием «ООО «Октябрьский судостроительный и судоремонтный завод», арендовав оборудование и помещения у завода им. 40-й годовщины Октября. Во вновь созданном ООО сначала 51% акций принадлежал главному акционеру, 49% – мне, но через год он передал мне права на свою долю. Мы находили для ООО заказы и работали: в 2001 году – над очистным комплексом в Тульской области, в 2002-2003 гг. – над заказом с озера Балхаш (Казахстан).
Также в 2002 году компанией был получен заказ на проектирование и изготовление понтонного моста грузоподъёмностью 40 тонн и длиной 100 м в городе Вязники во Владимирской области. Его проектирование и строительство выполнялись с августа по ноябрь 2002 года, транспортировка и установка – весной 2003-го, «по большой воде».
В 2003 году мы также изготовили и поставили по заказу «Газпрома» очистной комплекс для воды в Ростовскую область.

– Но это, как я понимаю, было только начало?
– Конечно: в 2002-2016 годах на стапелях завода построено 22 земснаряда разных модификаций и производительности. Проектирование специалистами Октябрьского судостроительного и судоремонтного завода осуществлялось при активном участии профессора, доктора технических наук (а тогда ещё – к. т. н.) Николая Николаевича Арефьева.
В 2005 году мы получили заказ от «Газпрома» – это поставка на Ямал «ОСМА-1,2» в количестве пяти единиц, выполнили проектирование и изготовили их. В 2006-м спроектировали, построили и поставили на Иртыш, в Казахстан, земснаряд «258.Г-80» и брандвахту на восемь человек. В том же году получили заказ от металлургического завода города Выксы Нижегородской области на проектирование и изготовление очистного комплекса. Заказ выполнен весной 2007-го, комплекс поставлен на Выксунский металлургический завод.
Осенью 2007 года поступил заказ на проектирование, строительство и поставку в Казахстан комплекса многочерпакового земснаряда, состоящего из шести частей: собственно земснаряда, брандвахты на 28 человек, моторизированной завозни, буксира-толкача и двух саморазгружающихся шаланд. Этот большой заказ необходимо было выполнить в короткий срок, и мы справились!
Купленный летом 2008 года московской фирмой первый земснаряд серии «258.Г-150» осенью отработал по намыву песка из карьера четыре месяца, а весной и летом – шесть месяцев, и стало ясно, что стоимость добытого песка равна стоимости земснаряда!
Эти прекрасные результаты работы подтвердили расчёты производительности оборудования, выполненные Н. Н. Арефьевым. На проекте этого земснаряда для добычи сапропеля он защитил докторскую диссертацию.
В 2010 году Октябрьский судостроительный и судоремонтный завод по ряду причин переехал, арендовав производственные площади, 600 кв. метров, на судостроительном заводе «Волга». Ранее завод принадлежал ЦКБ по СПК, где строился крылатый флот России: «Ракеты», «Метеоры», «Восходы», а ныне им владеют московские акционеры. Мы проработали на этих площадях довольно долго, но потом вынуждены были уйти, так как на завод поступил заказ от ВПК, что изменило режим его работы.
В 2010 году мы отправили построенный земснаряд «258.Г-150» в Башкирию на испытание по добыче кварцевых песков.
Испытания были очень сложными, но прошли успешно. В сентябре того же года к нам приехали заказчики из Таджикистана заключать договор на поставку земснаряда проекта «258.Г-80» на Памир, на высоту 2,5 тыс. метров, у границы с Афганистаном. Первое условие – поставка земснаряда до снегов, второе – банковская гарантия на выполнение заказа. Мы изготовили земснаряд, преодолели с ним на пути к месту установки сложные горные перевалы, собрали, научили на нём работать местных рабочих и в результате получили за это благодарственную грамоту от Правительства Таджикистана. Далее для испытаний земснаряда «258.Г-150» и исследования оборудования, применённого на нём, мы решили работать по намыву песка силами специалистов нашего предприятия. Для этого прошли аттестацию Ростехнадзора в карьере кварцевых песков города Балахны Нижегородской области.
Летом 2011 года мы заключили договор с нижегородской компанией по работе земснаряда «258.Г-150» в городе Баку. Сотрудники завода выезжали для проверки бакинского карьера. Весной 2013-го оформили кредит для постройки второго земснаряда серии «258.Г-150» и уже летом работали на карьере в Подмосковье вторым земснарядом. Там произошёл конфликт: земснаряд по окончании контракта пытались нам не отдать! В результате мы послали туда бригаду монтажников, частично разобравших земснаряд и погрузивших его на машины, которые направились в Костромскую область, где необходимо было очистить малую реку Нельшу. Мы и раньше испытывали в Костромской области земснаряды серий «258.Г-40» и «258.Г-80». Работая на Нельше сентябрь и октябрь, сотрудники компании выполнили заказ в полном объёме.
Осенью 2017 года Октябрьским судостроительным и судоремонтным заводом был получен заказ от администрации Нижнего Новгорода на проектирование и строительство понтонного моста на Мещерском озере. Его длина составляла почти 80 метров. Строительство было приурочено к открытию чемпионата мира по футболу. Работа была выполнена компанией за три месяца, к 27 ноября. Трудились на субподряде у исполнителя строительных работ проекта «Мещерское озеро». Это, конечно, далеко не весь перечень выполненных нами работ. Успешно и с хорошими результатами испытан земснаряд на сложных грунтах (эскиз А. Г. Лапина, расчёты Н. Н. Арефьева). А земснаряды для добычи сапропеля, поставленные нами в Тюменскую область, помогли местной компании резко поднять урожайность и получать экологически чистые продукты, которые с удовольствием покупает Европа. Сапропель – экологически безупречное удобрение, добываемое со дна озёр, которых в Тюменской области огромное количество. Так что это тоже очень перспективное направление.
Кроме того, мы готовы строить инновационные прогулочные, грузовые суда и буксиры-толкачи с гребными колёсами для больших и малых рек. Преимущества колёсных судов были показаны в защищённой в январе 2020 года кандидатской диссертации по теме «Экономика круизных речных судов». Перечисленные выше проекты разработаны автором ряда изобретений и промышленных образцов, архитектором и конструктором судостроения Е. В. Фальмоновым.
Все проекты Евгения Васильевича очень интересные, красивые, а главное – экономичные.

– Что представляет собой предприятие сегодня?
– У нас есть офис в Автозаводском районе Нижнего Новгорода, ул. Веденяпина, д. 10, а также арендованные производственные площади недалеко от него, около 1400 кв. метров.

– Чем и в каких случаях малогабаритные земснаряды, которые производит ваша компания, предпочтительнее больших, капитальных? Какие ещё услуги вы предлагаете?
– Большие и строятся гораздо дольше, и затраты несопоставимые, и отнюдь не всегда такие огромные масштабы подходят для многих конкретных случаев. Мы же строим земснаряд максимум за три месяца, что намного быстрее и дешевле. Это очень нужный и востребованный продукт, как в принципе брандвахты да и мосты.
Большим спросом пользуется аренда земснарядов с экипажем, но пока их у нас всего два. Предлагаем также сервисное обслуживание и услуги по модернизации подобных объектов.

– Расскажите о своём коллективе: какова специализация, квалификация ваших сотрудников?
– В лучшие наши годы число сотрудников компании доходило до 30 человек, сейчас, конечно, меньше. С нами сотрудничают конструкторы, инженеры, а в штате – слесари, другие представители необходимых в данном производстве рабочих профессий и непосредственно рабочие земснарядов. Все наши сотрудники отличаются высокой квалификацией.

– А как вас находят потенциальные клиенты?
– Исключительно благодаря доброй славе, по сарафанному радио. Профессиональный круг, в котором мы вращаемся, ограничен, все, в общем, друг друга если не знают лично, то друг о друге наслышаны.

– Какова география деятельности компании?
– Нам приходилось, кроме родной Нижегородской, работать в Новгородской, Курской, Брянской, Владимирской, Тюменской и других областях России, за границей – в Таджикистане и Казахстане. Мы мобильны и готовы рассмотреть предложения из разных регионов.

– Людмила Григорьевна, относительно дам не принято говорить о возрасте, и всё же – вы уже несколько десятилетий занимаете пост генерального директора. Что помогает вам поддерживать рабочую форму?
– Просто люблю наше общее дело и чувствую личную ответственность за компанию и людей, поэтому и продолжаю работать по мере возможности. И мне очень помогает младшая дочь Ирина, пришедшая в компанию в 2006 году. Сейчас кандидат математических наук Ирина Александровна Гореликова – коммерческий директор ООО «Октябрьский СЗ».

– Поделитесь планами компании на год и на более продолжительное время.
– Наши планы зависят от количества и содержания заказов. Но в любом случае мы будем строить земснаряды. Наша компания готова изготовлять малогабаритные земснаряды для добычи песка и сапропеля, очистки малых рек и намыва дамб, а также оказывать услуги по добыче песка гидромеханизированным способом.
В России надо чистить реки, приводить в порядок и строить мосты, добывать песок, в том числе кварцевый. Фронт работ очень большой. Мечтаем о том, чтобы работы у нас было много, мы к этому готовы! А ещё – о том, чтобы возродился на нижегородской земле – в прежних масштабах, на благо страны – наш «прародитель» Судостроительно-судоремонтный завод им. 40-й годовщины Октября!

Беседовала Елена Александрова

Image

EKF продолжает наращивать складские мощности

EKF в 2023 году расширил площади складских комплексов на 37%. Увеличились объемы хранения, мощности по обработке товаров, повысилась доступность электротехнической, IT продукции и комплексных...

Image

«United Medical Tourism Expo» - место встречи лидеров медицинского туризма со всего мира!

22 и 23-го мая 2024-го года в столице Азербайджана - Баку в отеле Hyatt Regency состоится очередная международная выставка медицинского туризма “United Medical Tourism Expo”....

Image

22 марта в Коломне состоится Муниципальный Форум Креативных индустрий - «КреативТерра»

Ключевая тема форума: «Креативные индустрии как драйвер развития территории».

Image

ПИЩЁВКА3D: ВМЯСО – открываем новые горизонты

Главная независимая конференция для мясопереработчиков «ПИЩЁВКА3D: ВМЯСО» пройдет 3-5 апреля 2024 в Красной Поляне на высоте 960 метров.

Image

СИТЕК, разработчик 1С:WMS Логистика. Управление складом примет участие в выставке TransRussia 2024

Компания СИТЕК, разработчик 1С:WMS Логистика. Управление складом примет участие в выставке TransRussia 2024.

Image

СПК в области сварки провело заседание в канун 10-летия НСК

12 марта в рамках деловой программы XXIV Международной выставки «Металлообработка. Сварка ‒ Урал» состоялось пленарное заседание, посвященное десятилетию Национальной системы квалификаций. Организатором встречи выступил Совет по...

Image

В МИД РФ прошла встреча с послами стран Организации исламского сотрудничества

На встрече присутствовали Чрезвычайные и полномочные послы иностранных государств в России, Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Духовные управления мусульман и...

Image

Всего неделя до конференции, после которой статистики вырастут!

Конференция «PRO деньги для медбизнеса» для тех, кто хочет:

Image

Республика Татарстан оказывает гуманитарную помощь

24 февраля 2022 г. – важная дата в истории России.

Image

РСПП и АНД провели XIII Всероссийский форум по корпоративному управлению «Пути развития в новом мире»

XIII Всероссийский форум по корпоративному управлению «Пути развития в новом мире» и торжественная церемония награждения победителей ХVIII Национальной премии «Директор года»...

Image

Журналисты России обсудят профессиональные вопросы на Форуме деловых СМИ

Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов России и Медиагруппа «Россия сегодня» приглашают журналистов и руководителей СМИ принять участие в XV Всероссийском форуме деловых...

Image

V юбилейный творческий проект «Мир женщин» стартовал в г. Химки

Открытие мероприятия состоялось 1 марта в музейно-выставочном комплексе «Артишок» ПКиО им. Толстого. Завершение проекта состоится 31...

Image

Заседание Совета по развитию женского предпринимательства прошло в ЦС ТПП при участии коллег из Анапы и Хакасии

6 марта в ЦС ТПП состоялось заседание членов Совета по развитию женского предпринимательства под руководством председателя Совета, первого вице-президента палаты...

Image

В Москве объявлены победители XVIII Национальной премии «Директор года»

28 февраля 2024 года в отеле «Карлтон Москва» прошла торжественная церемония вручения XVIII Национальной премии «Директор года»....

Image

Международный форум женского бизнеса прошёл в Красноярске

5 марта в ДК «Свердловский» прошёл Международный межрегиональный форум деловых женщин стран БРИКС, БРИКС+ и Средней Азии, организованный Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой....

Image

Опубликован мониторинг рынков труда в сфере сельского хозяйства, ЖКХ и финансово-кредитной отрасли

В рамках мониторинга рынка труда-2023 Национальное агентство развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям провело социологические и экспертные опросы...

Image

Вышел мониторинг рынка труда Москвы, Республики Татарстан и Новгородской области

Национальное агентство развития квалификаций опубликовало результаты исследования рынка труда Москвы, Республики Татарстан и Новгородской области, проведенного в целях развития Национальной системы...

Актуальные комментарии