Image

Александр Мараховский: «Оптика – это высокомаржинальный бизнес»

Глаза – это не только зеркало души, но и проблемная зона большей части современных людей. По данным статистики ВОЗ, проблемы со зрением имеют не менее 2,2 млрд. человек во всём мире. Поэтому очки и контактные линзы на сегодняшний день являются для значительного числа людей товаром первой необходимости. Подбирать подходящие очки лучше у врача-офтальмолога или оптометриста с медицинским образованием, ведь от этого будет зависеть качество вашего зрения. О современных тенденциях развития отрасли, а также о том, как открыть салон под брендом «Оптимист Оптика», рассказал Генеральный директор сети Александр Мараховский.

– Рынок оптики, как и экономика в целом, за последний год пережил сложные времена. Однако ситуация показала, что данный товар, несмотря ни на что, остается востребованным. Как бы вы оценили ситуацию?
– В начале пандемии, конечно, все мы находились в напряжении, некоторые проекты затормозились. Оптики, в числе многих других организаций, закрыли, но продлилось это недолго. Вскоре Оптическая ассоциация вышла с предложением открыть салоны, т.к. очки это – товары, можно сказать, первой необходимости. Поэтому спустя 2 недели мы снова получили возможность работать. Доходы, разумеется, упали на половину в апреле-мае, но с июня по сентябрь сработал отложенный спрос, и наша выручка была больше, чем когда-либо.
Осенью активировались те партнёры, которые делали паузу на период пандемии, и к концу прошлого – в начале этого года у нас была серия открытий новых салонов.
.
– Ваша компания – одна из старейших на рынке российской оптики. Расскажите немного об истории компании и к какой точке развития вы пришли сейчас?
– Юридическое лицо мы зарегистрировали в 1998 году. Начали мы с рынков и павильонов, а в 2001 году открыли первый магазин в центре Москвы: это была небольшая оптика со своим кабинетов врача. В этом же году родилось и наше название – «Оптимист Оптика». Все три учредителя поначалу работали продавцами в своем первом салоне.
Мы решили продавать именно очки, потому что оптика – это высокомаржинальный бизнес и риски здесь минимальны. Достаточно переступить точку безубыточности, а дальше уже идут хорошие прибыли. И потом, это довольно своеобразный бизнес на стыке здоровья и красоты, где ты получаешь благодарность от своих клиентов за помощь. Постоянно появляются какие-то новые технологии, которые нужно отслеживать, меняется мода. Поэтому заниматься оптикой не скучно.
Сегодня у нас чётко выстроенная стратегия по закупкам, в наших салонах представлены как известные бренды, так и наши частные марки очков, контактных линз и средств для ухода. Дизайн очков мы разрабатываем сами. Могу с полной уверенностью сказать, что наша собственная продукция по качеству не уступает брендовой.

– В сфере оптических товаров и услуг представлены ряд франчайзинговых компаний. Какие ваши конкурентные преимущества вы могли бы назвать?
– Первый салон в рамках франчайзинга открылся в 2010 году, когда один из наших поставщиков попросил помочь ему открыть салон оптики. Мы предложили открыться под нашей торговой маркой. Получив опыт открытия партнерского салона, мы решили продвигать франчайзинг. В 2016 году мы провели ребрендинг и начали более активно развивать это направление. Подготовили предложение для партнёров по торговому оборудованию так, чтобы это было недорого и красиво. Развитие франчайзинга подстегнуло развитие собственной розницы, появились оборотные средства, которые мы смогли вкладывать в развитие своих салонов. в результате , с 2016 года мы «выросли» примерно в 3 раза.
Сегодня мы взяли курс на оптимизацию. мы решили больше вкладывать в медицинскую часть, в персонал, в обучение, в развитие IT-инфраструктуры, маркетинг . На своём сайте мы создали платформу, на которой могут обучаться сотрудники. Ведь успешность нашего бизнеса очень зависит от персонала, нужно постоянно заниматься обучением, тестированием сотрудников.
Если говорить о преимуществах, то их у нас достаточно много. Например, в нашем договоре прописано, что мы продаём всё по цене дистрибьютера, что гарантирует сопоставимую с другими игроками маржинальность. В наших салонах много брендовой продукции, которая в последнее время пользуется особым спросом.
Можно продавать пакетные варианты типа «Всё по 5 тысяч», это довольно просто, но при этом нет индивидуального подхода к клиенту. Мы выбрали более сложную модель, направленную на тщательное выяснение потребностей клиента, в том числе и при помощи качественного медицинского сервиса. Мы демонстрируем клиенту при помощи специального программного обеспечения свойства высокотехнологичных линз. Зачастую клиент не ориентируется в современных тенденциях и приходит заказать простые очки. Наша цель – переориентировать его на премиальную оптическую продукцию. Для этого продавцу нужно уверенно себя чувствовать, обладать глубокими знаниями. Такая схема ориентирована не на количество, а на качество. Поэтому в нашей сети достаточно высокий средний чек. Средняя стоимость заказа в Москве и МО 14500 руб, в остальных регионах 8000 руб. Но это не значит, что у нас нет эконом-предложения. Стандартные очки можно заказать в Оптимист Оптике от 1000 до 5000 руб.
Одно из преимуществ – создание своей марки контактных линз. Это путь традиционного развития европейских салонов оптики, по которому пошли и мы, создав частную марку контактных линз и средств по уходу под брендом Free Eyes. Сегодня оптики часто используют для того, чтобы прийти и подобрать контактные линзы, а потом приобрести их в интернет-магазине. Частная марка линз позволяет нам удержать клиента: он приходит именно за нашим продуктом, который по качеству превосходит многие популярные марки. Для продвижения частной марки разработана так называемая программа медицинского маркетинга, когда оптику начинают воспринимать как центр медицинского сервиса.
Также мы последние 10 лет активно развиваем направление ортокератология – ночные линзы. Наши партнёры по франшизе также могут открыть кабинет ортокератологии у себя, если у них будет такое желание. Сейчас в наших салонах появилась услуга по подбору специальных детских контактных линз, позволяющих остановить развитие миопии.
Ещё одно из преимуществ состоит в том, что мы используем салоны партнёров как самовывоз интернет-магазина, и это даёт дополнительный приток клиентов. Также нашим партнёрам мы предлагаем бесплатно на нашем сайте организовать собственный интернет-магазин.
Часто под наш бренд переходят салоны из других франшиз. А это говорит о том, что наши условия более интересны, чем у конкурентов.

– На каких условиях вы продаете франшизу и какова её стоимость?
– У нас есть серьёзный отдел поддержки, который берет на себя весь процесс открытия. По каждому проекту работает порядка двадцати менеджеров. Прежде чем подписать договор франшизы с партнёром мы подыскиваем подходящее место для салона. Первоначально оплата составляет 80 тысяч рублей, куда входит работа дизайнера, лицензия на нашу программу и другие расходы по программному обеспечению. Дальше мы уже составляем дизайн-проект, считаем стоимость и согласовываем проект с партнёрами. У нас есть подробный бренд-бук, где прописано всё: от правил расположения товаров до цветов краски, которые используются при оформлении. Наш инженер по сопровождению всегда на связи. В общем могу сказать, что у компании очень скрупулёзный и детальный подход к открытию салонов под нашим брендом.
В последнее время мы больше себя относим к среднему ценовому сегменту. Открытие салона обойдётся в 2,3 млн. рублей, без учёта затрат на ремонт и аренду. И это будет салон с качественным медицинским оборудованием, с хорошей выкладкой известных брендов.
Сейчас мы ещё больше усилили поддержку салонов, например, ведём видеонаблюдение, что позволяет выявить какие-то отклонения в работе персонала. Хотя такой контроль не всегда нравится партнёрам, но он служит для поддержания высокого качества работы.
Мы следим, чтобы в наших салонах работали только дипломированные медицинские специалисты. По моему мнению, скоро многие предложения по оптике уйдут в интернет, и ценность таких салонов будет в услугах. У нас есть главный врач собственной розницы и главный врач по франшизе, который следит за медицинскими специалистами и направляет их вовремя на обучение, проводит мастер-классы.

– Очки и контактные линзы – товар, который нужен в любой точке страны и мира. Каков ареал присутствия вашей компании и собираетесь ли вы и дальше его расширять?
– Сейчас у нас более 70 салонов, примерно 40 из них сконцентрированы в Москве и области. Мы регулярно участвуем в профильных выставках, на которых заинтересованность в нас выражают люди из Казахстана, Белоруси, Узбекистана. Пока мы еще не работаем в этих странах, но в наших планах есть выход на эти рынки.
Сеть наших салонов входит в десятку крупнейших сетей салонов оптики в России. Я считаю, что это хороший результат с учётом того, что франчайзинг мы стали полноценно развивать только с 2016 года.

Image

Челябинская область официально приглашена на Российско-Китайское ЭКСПО

Пригласительные письма руководству региона передал представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты в Харбине во время деловой поездки в...

Image

Юристы-третьекурсники побывали на экскурсии в ЮУТПП

Ознакомительное мероприятие для студентов Южно-Уральского госуниверситета прошло по инициативе преподавателей вуза. Будущие юристы познакомились с деятельностью одного из крупнейших бизнес-объединений Челябинской области и расширили...

Image

Южно-Уральская ТПП провела проектную сессию РЖД

Южно-Уральская железная дорога поделилась спецификой организации инновационной деятельности в компании и пригласила предпринимателей стать поставщиками корпорации. В свою очередь, предприниматели представили крупному бизнесу собственные...

Image

Представители Южно-Уральской ТПП побывали в Государственном ракетном центре

Уникальная возможность побывать на экскурсии в «ГРЦ имени Макеева» представилась руководителям подразделений, профильных комитетов и партнерам Палаты. Предприятие является одним из градообразующих для города...

Image

В Ташкенте прошло совместное заседание деловых советов России и Узбекистана

9-е совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов состоялось в рамках мероприятий международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия». Ключевая тема обсуждения –...

Image

Студенты получают шанс стать бизнес-представителями России на мировых рынках

На площадке Московской ТПП с весны 2024 года заработала Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов «Начни свой бизнес с Москвой»....

Image

Почти две тысячи человек пожелали стать волонтерами KazanForum 2024

1 837 человек подали заявки для участия в волонтерской программе Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». Юбилейный XV KazanForum состоится в столице Татарстана 14-19 мая 2024...

Image

15 мая в Казани откроется крупнейшая в стране выставка Russia Halal Expo

Russia Halal Expo в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» развернется на площади 30 тыс. м². Экспозиция проходит с 2017 года, став за это время одной из самых крупных...

Image

Сотрудничество предприятий агропромышленного комплекса РФ с Азербайджаном

22 апреля Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджанской Республике совместно с ТПП РФ, при поддержке Торгового представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике, Ассоциации...

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Актуальные комментарии