Image

Александр Мараховский: «Оптика – это высокомаржинальный бизнес»

Глаза – это не только зеркало души, но и проблемная зона большей части современных людей. По данным статистики ВОЗ, проблемы со зрением имеют не менее 2,2 млрд. человек во всём мире. Поэтому очки и контактные линзы на сегодняшний день являются для значительного числа людей товаром первой необходимости. Подбирать подходящие очки лучше у врача-офтальмолога или оптометриста с медицинским образованием, ведь от этого будет зависеть качество вашего зрения. О современных тенденциях развития отрасли, а также о том, как открыть салон под брендом «Оптимист Оптика», рассказал Генеральный директор сети Александр Мараховский.

– Рынок оптики, как и экономика в целом, за последний год пережил сложные времена. Однако ситуация показала, что данный товар, несмотря ни на что, остается востребованным. Как бы вы оценили ситуацию?
– В начале пандемии, конечно, все мы находились в напряжении, некоторые проекты затормозились. Оптики, в числе многих других организаций, закрыли, но продлилось это недолго. Вскоре Оптическая ассоциация вышла с предложением открыть салоны, т.к. очки это – товары, можно сказать, первой необходимости. Поэтому спустя 2 недели мы снова получили возможность работать. Доходы, разумеется, упали на половину в апреле-мае, но с июня по сентябрь сработал отложенный спрос, и наша выручка была больше, чем когда-либо.
Осенью активировались те партнёры, которые делали паузу на период пандемии, и к концу прошлого – в начале этого года у нас была серия открытий новых салонов.
.
– Ваша компания – одна из старейших на рынке российской оптики. Расскажите немного об истории компании и к какой точке развития вы пришли сейчас?
– Юридическое лицо мы зарегистрировали в 1998 году. Начали мы с рынков и павильонов, а в 2001 году открыли первый магазин в центре Москвы: это была небольшая оптика со своим кабинетов врача. В этом же году родилось и наше название – «Оптимист Оптика». Все три учредителя поначалу работали продавцами в своем первом салоне.
Мы решили продавать именно очки, потому что оптика – это высокомаржинальный бизнес и риски здесь минимальны. Достаточно переступить точку безубыточности, а дальше уже идут хорошие прибыли. И потом, это довольно своеобразный бизнес на стыке здоровья и красоты, где ты получаешь благодарность от своих клиентов за помощь. Постоянно появляются какие-то новые технологии, которые нужно отслеживать, меняется мода. Поэтому заниматься оптикой не скучно.
Сегодня у нас чётко выстроенная стратегия по закупкам, в наших салонах представлены как известные бренды, так и наши частные марки очков, контактных линз и средств для ухода. Дизайн очков мы разрабатываем сами. Могу с полной уверенностью сказать, что наша собственная продукция по качеству не уступает брендовой.

– В сфере оптических товаров и услуг представлены ряд франчайзинговых компаний. Какие ваши конкурентные преимущества вы могли бы назвать?
– Первый салон в рамках франчайзинга открылся в 2010 году, когда один из наших поставщиков попросил помочь ему открыть салон оптики. Мы предложили открыться под нашей торговой маркой. Получив опыт открытия партнерского салона, мы решили продвигать франчайзинг. В 2016 году мы провели ребрендинг и начали более активно развивать это направление. Подготовили предложение для партнёров по торговому оборудованию так, чтобы это было недорого и красиво. Развитие франчайзинга подстегнуло развитие собственной розницы, появились оборотные средства, которые мы смогли вкладывать в развитие своих салонов. в результате , с 2016 года мы «выросли» примерно в 3 раза.
Сегодня мы взяли курс на оптимизацию. мы решили больше вкладывать в медицинскую часть, в персонал, в обучение, в развитие IT-инфраструктуры, маркетинг . На своём сайте мы создали платформу, на которой могут обучаться сотрудники. Ведь успешность нашего бизнеса очень зависит от персонала, нужно постоянно заниматься обучением, тестированием сотрудников.
Если говорить о преимуществах, то их у нас достаточно много. Например, в нашем договоре прописано, что мы продаём всё по цене дистрибьютера, что гарантирует сопоставимую с другими игроками маржинальность. В наших салонах много брендовой продукции, которая в последнее время пользуется особым спросом.
Можно продавать пакетные варианты типа «Всё по 5 тысяч», это довольно просто, но при этом нет индивидуального подхода к клиенту. Мы выбрали более сложную модель, направленную на тщательное выяснение потребностей клиента, в том числе и при помощи качественного медицинского сервиса. Мы демонстрируем клиенту при помощи специального программного обеспечения свойства высокотехнологичных линз. Зачастую клиент не ориентируется в современных тенденциях и приходит заказать простые очки. Наша цель – переориентировать его на премиальную оптическую продукцию. Для этого продавцу нужно уверенно себя чувствовать, обладать глубокими знаниями. Такая схема ориентирована не на количество, а на качество. Поэтому в нашей сети достаточно высокий средний чек. Средняя стоимость заказа в Москве и МО 14500 руб, в остальных регионах 8000 руб. Но это не значит, что у нас нет эконом-предложения. Стандартные очки можно заказать в Оптимист Оптике от 1000 до 5000 руб.
Одно из преимуществ – создание своей марки контактных линз. Это путь традиционного развития европейских салонов оптики, по которому пошли и мы, создав частную марку контактных линз и средств по уходу под брендом Free Eyes. Сегодня оптики часто используют для того, чтобы прийти и подобрать контактные линзы, а потом приобрести их в интернет-магазине. Частная марка линз позволяет нам удержать клиента: он приходит именно за нашим продуктом, который по качеству превосходит многие популярные марки. Для продвижения частной марки разработана так называемая программа медицинского маркетинга, когда оптику начинают воспринимать как центр медицинского сервиса.
Также мы последние 10 лет активно развиваем направление ортокератология – ночные линзы. Наши партнёры по франшизе также могут открыть кабинет ортокератологии у себя, если у них будет такое желание. Сейчас в наших салонах появилась услуга по подбору специальных детских контактных линз, позволяющих остановить развитие миопии.
Ещё одно из преимуществ состоит в том, что мы используем салоны партнёров как самовывоз интернет-магазина, и это даёт дополнительный приток клиентов. Также нашим партнёрам мы предлагаем бесплатно на нашем сайте организовать собственный интернет-магазин.
Часто под наш бренд переходят салоны из других франшиз. А это говорит о том, что наши условия более интересны, чем у конкурентов.

– На каких условиях вы продаете франшизу и какова её стоимость?
– У нас есть серьёзный отдел поддержки, который берет на себя весь процесс открытия. По каждому проекту работает порядка двадцати менеджеров. Прежде чем подписать договор франшизы с партнёром мы подыскиваем подходящее место для салона. Первоначально оплата составляет 80 тысяч рублей, куда входит работа дизайнера, лицензия на нашу программу и другие расходы по программному обеспечению. Дальше мы уже составляем дизайн-проект, считаем стоимость и согласовываем проект с партнёрами. У нас есть подробный бренд-бук, где прописано всё: от правил расположения товаров до цветов краски, которые используются при оформлении. Наш инженер по сопровождению всегда на связи. В общем могу сказать, что у компании очень скрупулёзный и детальный подход к открытию салонов под нашим брендом.
В последнее время мы больше себя относим к среднему ценовому сегменту. Открытие салона обойдётся в 2,3 млн. рублей, без учёта затрат на ремонт и аренду. И это будет салон с качественным медицинским оборудованием, с хорошей выкладкой известных брендов.
Сейчас мы ещё больше усилили поддержку салонов, например, ведём видеонаблюдение, что позволяет выявить какие-то отклонения в работе персонала. Хотя такой контроль не всегда нравится партнёрам, но он служит для поддержания высокого качества работы.
Мы следим, чтобы в наших салонах работали только дипломированные медицинские специалисты. По моему мнению, скоро многие предложения по оптике уйдут в интернет, и ценность таких салонов будет в услугах. У нас есть главный врач собственной розницы и главный врач по франшизе, который следит за медицинскими специалистами и направляет их вовремя на обучение, проводит мастер-классы.

– Очки и контактные линзы – товар, который нужен в любой точке страны и мира. Каков ареал присутствия вашей компании и собираетесь ли вы и дальше его расширять?
– Сейчас у нас более 70 салонов, примерно 40 из них сконцентрированы в Москве и области. Мы регулярно участвуем в профильных выставках, на которых заинтересованность в нас выражают люди из Казахстана, Белоруси, Узбекистана. Пока мы еще не работаем в этих странах, но в наших планах есть выход на эти рынки.
Сеть наших салонов входит в десятку крупнейших сетей салонов оптики в России. Я считаю, что это хороший результат с учётом того, что франчайзинг мы стали полноценно развивать только с 2016 года.

Image

В Кемерове 28 апреля состоялся шахматный турнир среди работников СМИ

Ежегодно в Кемеровской области проходит темпо-турнир по шахматам среди работников средств массовой информации на призы Кузбасской ТПП. 28 апреля турнир прошел я в девятый раз и был посвящен Дню шахтера и...

Image

В Москве стартовал проект по стажировке для специалистов инвестагентств

На площадке Городского агентства управления инвестициями (ГАУИ) прошла первая из серии стажировок для сотрудников организаций – членов Национальной Ассоциации агентств инвестиций и развития...

Image

Bonava присоединяется к Зеленому кодексу ответственных предприятий Петербурга

Шведский девелопер Bonava стал частью Зеленого кодекса Петербурга, объединяющего компании из разных отраслей экономики, работающие на улучшение экологической обстановки в городе. Свидетельство добровольного...

Image

Вопросы развития региональных и муниципальных СМИ обсудили на конференции в Кемерове

27 апреля прошла межрегиональная конференция «Современные проблемы региональных и муниципальных СМИ», организованная при поддержке Исполнительного комитета муниципальных образований области...

Image

Попечительский совет РАНХиГС одобрил программу развития до 2030 года

27 апреля состоялось заседание Попечительского совета Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации под председательством руководителя Администрации Президента...

Image

В Калуге состоялась стратегическая сессия по поддержке промышленности

Представители более 50 производственных предприятий Калужской области приняли участие в стратегической сессии «Промышленные кластеры как инструмент стимулирования промышленного производства в регионе», которая...

Image

Делегация Челябинской области подвела итоги делового визита в Татарстан

В поисках партнеров и полезных связей предприниматели Южного Урала посетили Набережные Челны. Деловой визит организовали торгово-промышленные палаты двух...

Image

ЮУТПП наградили дипломом Премии Правительства в области качества

На площадке Торгово-промышленной палаты России наградили победителей конкурса на соискание премий Правительства в области качества по итогам 2020 года. Среди дипломантов конкурса – Южно-Уральская торгово-промышленная...

Image

УМНИКи Подмосковья разрабатывают аккумуляторы будущего и выделяют ДНК из древних костей

В Подмосковье прошла ежегодная отчетная конференция участников программы УМНИК Фонда содействия инновациям, завершивших первый год работы по...

Image

«Свеза» выступила за постепенные изменения в регулировании и поддержку развития глубокой переработки

На IV международной конференции «Рынок леса и пиломатериалов» эксперты назвали меры, способные стать стимулом развития лесопромышленной отрасли. В частности, представители...

Image

Председатель комитета Уральской ТПП Юлия Лопаницына– в лидерах рейтинга выдающихся молодых предпринимателей Екатеринбурга

Основательница и главный исполнительный директор производственной группы компаний «Строчка», председатель комитета Уральской ТПП по объединению и...

Image

Фонд развития промышленности Калужской области поднялся на 25 позиций в Федеральном рейтинге региональных фондов

Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций в научно-технической сфере Калужской области (ФРП) по итогам работы за 2020 год занял 14-е место в Федеральном...

Image

В Азербайджане всегда был и будет большой потенциал для туризма!

В настоящее время туризм является одним из наиболее быстрорастущих секторов и обеспечивает наибольший экономический доход. Вот почему многие страны мира придают ему такое значение. В последние годы этой сфере особое...

Image

В Дмитрове завершился конкурс «Путевка в жизнь». Победители получили заслуженные награды.

35 школьников, успешно освоившие рабочие профессии, получили дипломы и гранты от Совета директоров организаций Дмитровского округа....

Image

Татьяна Алексеева: президент России обозначил цели, ресурсы и инструменты нового масштабного развития страны

Депутат Госдумы, Председатель совета Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева прокомментировала послание президента России Владимира Путина Федеральному...

Актуальные комментарии