Image

Юлия Хазова: «Если ты хочешь, чтобы у тебя были продажи и к тебе шли люди, надо всегда придумывать что-то новое»

Юлия Хазова – пример предпринимателя, доказавшего, что бизнес может быть социальным. За 23 года деятельности Юлия Борисовна реализовала несколько крупных проектов в Дмитровском городском округе, которые прославили это место на всю Россию. Сегодня Дмитров показывает то, как можно развивать местный бренд. И большую роль в этом играет социальное предпринимательство. Нужна ли поддержка частным музеям? Как государство влияет на внутренний туризм? Чем руководствуется бизнесмен, входя в социальный сектор? Ответы на эти вопросы нам дала Юлия Борисовна Хазова – председатель Комитета женщин-предпринимателей при Союзе «Дмитровская муниципальная ТПП».

– Вы уже рассказывали нам про Музей дмитровской лягушки, культурно-туристическую галерею «Мечта туриста». Как работа вашей организации повлияла на туристическую отрасль Дмитрова?
– Наш проект галереи и музея стал жемчужиной не только Дмитровского городского округа, но и всей Московской области. Это был один из первых моих успешных проектов, благодаря которому мы смогли раскрутить бренд территории. Работая над ним, мы изучили исторические события, факты, привлекли мастеров по изготовлению авторской сувенирной продукции на тему музея. Подобная деятельность вносит большой вклад не только в развитие туристической отрасли региона, но и увеличивает размер налоговых поступлений в бюджеты (мастера становятся самозанятыми и ИП). На сегодняшний день мы в зале ремесленников объединили более 500 мастеров Московской области. Нас посещают не только дмитровчане, но и гости из разных регионов России и мира. Хотя иностранцы в нашем городе редкость, так как Дмитров не вошёл в проект «Золотое кольцо России». И всё же работы наших художников-мастеров находятся в Америке, Германии, Франции, Чехии, Мексике и других странах. Интересный факт: несколько лет назад я представляла женское предпринимательство России на международном форуме в Белоруссии, познакомилась там с участником из Хорватии и рассказала ему о нашем музее. Через неделю он приехал к нам в гости, мы поделились с ним опытом работы. И таких случаев у нас очень много!

– Как обстоит дело с развитием туристической отрасли в Дмитровском округе? Какие мероприятия необходимо реализовать в ней?
– Самая главная задача для привлечения гостей в регион – объединение частных объектов показа и государственных музеев. Нужно сделать так, чтобы турист получил максимум удовольствия от посещения города. Если ему понравится регион, он обязательно вернётся – и не один, а с компанией друзей. Вот как должна работать команда предпринимателей и администрации! Правильное, на совесть выполненное отношение к делу даёт свой результат. На сегодняшний день мы гордимся сделанным и разрабатываем новые проекты.
На центральных каналах российского телевидения периодически показывают фильмы о нашем городе и музее, за что мы благодарим администрацию Дмитровского городского округа, правительство Московской области, правительство Российской Федерации. Развитие внутреннего туризма – стратегически правильное для нашей страны решение. Да, сейчас мы переживаем очень сложный период, но давайте его перетерпим и продолжим реализовывать наши проекты. Я готовлю к реализации два крупных проекта – «Золотое кольцо Подмосковья» и «Открой Россию с лягушкой-путешественницей». Они объединят не только туристическую инфраструктуру внутри региона, но и регионы по всей России. Без поддержки государства их будет сложно реализовать. Надеюсь, власти услышат меня и помогут, чтобы привлечь к объектам туриндустрии внимание наших жителей и туристов из России и всего мира. У меня есть необходимый опыт и организаторские способности для достижения этой цели.

– Что подталкивает людей, цель которых – заработать, а также заниматься общественной и социальной деятельностью?
– Социальная ответственность в бизнесе – это хорошо. Если ты хочешь, чтобы у тебя были продажи и к тебе шли люди, надо всегда придумывать что-то новое. Люди любят интерактив, действие. Креативный предприниматель должен применять методы, благодаря которым можно заинтересовать потребителя в своей услуге.

– То есть вы сначала отдаёте, а потом берёте…
– Да, я сначала отдаю, а потом получаю любовь и привязанность людей. Наши постоянные клиенты возвращаются к нам из года в год с пониманием того, что их здесь любят и ждут. Иногда предпринимателям нужно включаться с инициативой и изюминкой, чтобы завлечь людей. Для города очень хорошо, когда есть предприниматели, которые могут «зажечь-продать» город. У меня это получилось: ученики поддерживают мои «искорки» и развивают свой бизнес. Благодаря моим идеям в Дмитровском городском округе развиваются промыслы, ремёсла, а также женские сообщества, проводятся фестивали. Если тебя копируют – это хорошо, значит, твои идеи и замыслы живут и будут развиваться!

– Ваша общественная деятельность также связана с Комитетом женщин-предпринимателей при Дмитровской муниципальной ТПП. Бизнес разве бывает женским или мужским?
– Не бывает женского или мужского бизнеса – есть женщина-предприниматель и мужчина-предприниматель.
Женщине в бизнесе намного тяжелее, чем мужчине: ей зачастую приходится заботиться ещё и о детях и доме. С этой точки зрения мне очень хотелось бы достучаться до властей, чтобы добиться преференций для женщин-предпринимателей. Это мой стимул для того, чтобы возглавлять данный комитет. Когда нам станет легче работать, жизнь вокруг изменится!

– Сейчас вам легче работать, чем 10 лет назад?
– Сегодня работать непросто в плане финансовой составляющей и кредитов.
Я начинала свой бизнес в 1997 году с производства мясных полуфабрикатов, у нас не было компьютеров, вся бухгалтерия – в тетрадках. Сейчас у меня две онлайн-кассы в наличии, а третья – это интернет-магазин.

– Каким вы видите социальное предпринимательство в Дмитрове в будущем?
– Я могу однозначно сказать, что продолжу своё дело. Социальный предприниматель думает не только о себе, но и о других. В Дмитрове очень большое количество предпринимателей, помогающих людям жить. Здесь работает хорошая команда предпринимателей, много социальных проектов, которые поддерживаются со стороны администрации и ТПП.

Image

Новый этап развития НСК: формирование кадрового суверенитета

30 октября пленарным заседанием открылась очная программа XI Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». Ключевой темой дискуссии стала роль Национальной системы квалификации (НСК) в решении проблем...

Image

Президент Кузбасской ТПП Татьяна Алексеева сообщила, что принят областной закон о семейном предпринимательстве

29 октября на заседании Законодательного собрания Кузбасса принят закон, вносящий изменения в областной закон «О развитии малого и среднего предпринимательства» в...

Image

В Кузбасской ТПП обсудили развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики

28 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Комитета по развитию креативных индустрий на тему «Развитие индустрии отдыха и развлечений как точки роста креативной экономики...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл семинар-форум «Новые медиа: изменение формата взаимодействия с аудиторией»

29 октября в Кузбасской ТПП в рамках деятельности Комитета по развитию медиакоммуникаций состоялся семинар-форум, посвящённый новым медиа и их влиянию на коммуникацию бизнеса с...

Image

В Кузбасской ТПП прошла закрытая встреча на тему краудлендинга как альтернативы банковскому кредитованию

24 октября в Подкомитете по инвестициям Кузбасской ТПП состоялась закрытая встреча на тему: «Краудлендинг: альтернатива банкам для быстрого роста бизнеса и пассивного дохода...

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по теме электронного документооборота в бизнесе

23 октября в Кузбасской торгово-промышленной палате состоялось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвящённое внедрению электронного документооборота (ЭДО) в бизнес....

Image

Кузбасская ТПП провела профессионально-общественную аккредитацию программы колледжа «Ветеринария»

23 октября состоялся очный визит экспертов, привлеченных Кузбасской ТПП, в Колледж промышленных, информационных технологий и права Кемеровского госуниверситета в рамках проведения...

Image

В Кузбасской ТПП прошёл круглый стол по вопросам экологического сбора и ответственности производителей за утилизацию

22 октября в Кузбасской ТПП состоялся круглый стол на тему: «Экологический сбор: требования законодательства, расчёт, уплаты и механизмы оптимизации для...

Image

С любовью и нежностью к своим клиентам

Знакомьтесь, Анастасия Новикова – победитель Программы Наставничества, которую уже не первый год проводит Центр «Мой бизнес» Московской области, зажигая в Подмосковье все новые и новые яркие звезды в сфере предпринимательства....

Image

Как поддержать устойчивое развитие рынка автоиндустрии Евразии

В Петербурге, в пресс-центре издания «Аргументы и факты», состоялся брифинг, посвящённый первой «Евразийской премии «Ассамблеи автомобилистов». Основная тема конференции масштабная – «От репутации брендов к устойчивому...

Image

III Конференция «ИИ и цифровизация для устойчивости бизнеса»: Лидеры бизнес-сообщества обсудили, как извлечь реальную выгоду из технологий будущего

Москва, 20 октября 2025 г. – 16 октября, в Московской торгово-промышленной палате (МТПП) с большим успехом прошла III...

Image

Генеральный директор «Электрорешения» (бренд EKF) Дмитрий Кучеров принял участие в Happy Boss Forum 2025

Генеральный директор компании «Электрорешения», представителя бренда EKF в России, Дмитрий Кучеров выступил на Happy Boss Forum, где принял участие в панельной дискуссии...

Image

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет представителей городов и регионов со всего мира

Международный Муниципальный Форум БРИКС соберет около 5000 участников из более чем 50 стран для выработки решений в сфере устойчивого...

Image

К цветочным клумбам с секундомером

Ирина Островская пришла на Программу наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области с желанием расширить продажи своих уникальных готовых комплектов растений. Суть проекта в том, чтобы предлагать начинающим садоводам и дачникам, не очень...

Image

FWD. Woman Summit 2025. FCongress

30 сентября 2025 года FCongress провел V юбилейный FWD. Woman Summit — саммит о женщинах в бизнесе и не только.

Image

В Кузбасской ТПП действует услуга по обследованию жилых домов, приобретаемых за счет материнского капитала

Напомним, с 2025 года изменились правила использования материнского капитала: теперь его можно также использовать на приобретение жилого дома (или его части), в том числе...

Image

Состоялся новый выпуск слушателей Программы наставничества Центра «Мой бизнес» Московской области

16 октября в Арт Холле «Музосфера» в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей и призеров Программы наставничества потока 2025...

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.