Image

Андрей Цай: «Выживание бизнеса в период любого кризиса – это в первую очередь оптимизация издержек»

«Хостелы Рус» – лидер рынка хостелов в России, имеющий 29 хостелов в Москве и 20 – в регионах. Компания управляет собственными объектами и развивает сеть по франшизе с 2012 года. За счёт своевременных и продуманных действий в кризисный год сети удалось сохранить 97% своих объектов и подготовиться к открытию новых. Сегодня мы поговорили с Андреем Цаем, генеральным директором и совладельцем сети «Хостелы Рус», сопредседателем Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья.

– Гостиничная отрасль относится к категории отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Раскройте секрет, каковы масштабы бедствия? Какие прогнозы у вас есть на восстановление?
– Наверное, нет такой отрасли, которая не почувствовала и не прочувствовала на себе влияние пандемии. Осознание ситуации прошло в несколько этапов: начиная с февральского шока, когда спрос на проживание уменьшился в разы, через летний оптимизм, когда все правильно управляемые хостелы вышли в прибыль, и до осенней депрессии с пониманием, что всё это может затянуться.
Мы видим, что в 2020 году закрылось до 30% хостелов в Москве. Причины – как рухнувшая на фоне пандемии экономика бизнеса, так и контрольные мероприятия государственных органов по выполнению закона о запрете ведения гостиничного бизнеса в жилых домах. В целом кризисный год показал, что устойчивость сетевого бизнеса намного выше, чем у индивидуального, в первую очередь за счёт быстрого обмена лучшим опытом противостояния вызовам и возможности эффективно работать с государственными органами для защиты своих интересов на уровне руководства сети.
Сегодня мы фиксируем быстрые темпы восстановления спроса на услуги размещения в объектах бюджетного размещения. Так, в среднем по сети выручка хостела за февраль 2021 года на 35,4% выше выручки за февраль 2020-го. Мы ожидаем выхода на устойчивую операционную прибыль уже к лету этого года, а возвращение рентабельности на уровень 2019-го (25-30%) – к весне следующего. Выделяем три основных драйвера:
– восстановление туристского потока при поддержке правительственной программы по развитию внутреннего туризма и снижению заболеваемости COVID-19 за счёт массовой вакцинации;
– возвращение масштабов трудовой миграции к докризисному уровню;
– законодательные инициативы, направленные на вывод из тени туристического жилья всех видов, в результате принятия которого «легальные» хостелы, работающие по всем правилам, получат конкурентное преимущество.

– Какие предпринятые действия вы можете выделить как эффективные в период кризиса, которые дали самый большой результат, позволили вашим франчайзи сохранить бизнес?
– Это прежде всего оптимизация издержек. Для хостельного бизнеса краеугольный камень – аренда. Мы буквально с первых звоночков кризиса начали ориентировать наших франчайзи на изменение условий договоров с арендодателями, оказывали им поддержку как в переговорах, так и юридическую, что позволило снизить арендные платежи в острые периоды в среднем на 50%, впоследствии – на 25-30%. Также мы помогаем в сокращении других статей затрат. То, что общий бизнес сети довольно значительный, нам помогает быстро узнавать о новых инновационных технологиях и получать от партнёров наиболее выгодные предложения. Переход от эквайринга на приём оплаты по QR-кодам позволил сократить банковские комиссии с 2-2,5 до 0,7%. Это небольшая экономия по каждой статье, но в совокупности такие меры дают приличную выгоду.
Вторая область, которая претерпела большие изменения, – маркетинговые и тарифные планы. Букинговые площадки в какой-то момент просто перестали приносить брони. Совсем. Переориентация с туристического сегмента на сегмент долгосрочного проживания, обучение хитростям работы на площадках «ЦИАН», «АВИТО» и в B2B-области позволили увеличить долю гостей, проживающих в хостелах постоянно, с 15% до пандемии до 75-80%. Своевременная аналитика по рынку позволила нашим партнёрам не терять гостей из-за чрезмерно высоких цен и не проигрывать, предлагая слишком низкие. Помогло обеспечить поток гостей и заключение на уровне сети партнёрских соглашений со спортивными ассоциациями. Акция «Путешествуй дома», запущенная нами весной прошлого года в соцсетях, когда наши гости отмечались и копили баллы, которыми потом частично расплачивались за проживание, также принесла новые бронирования.
Важную роль в выживании сыграла и господдержка. Обращения от имени сети в сложных ситуациях помогали оперативно разрешать сложные вопросы. Нужно отметить, что госорганы к нам прислушивались и всячески помогали.
Также, чтобы уменьшить финансовую нагрузку на наших партнёров, мы нашли возможность уменьшить платежи по роялти в два раза.

– Какие вы можете выделить основные ошибки хостельеров, допущенные в период пандемии, которые принесли максимальный ущерб?
– Самая большая ошибка – это вести бизнес как раньше. Например, позиция «мы ориентированы на иностранцев и поэтому ничего не меняем, ждём, когда откроют границы» просто фатальна. Многие объекты закрылись, даже не попытавшись что-то сделать для своего спасения.
Обратная сторона медали – падать в сегмент общежитий, сдавая место по цене 150-200 рублей в сутки. Это другой бизнес и совсем другая аудитория. Мы видим, что такие хостелы тоже закрылись.
Увольнение квалифицированного персонала – ещё одна распространённая ошибка. Проблему сильно прочувствовали гости курортных регионов нашей страны. Это псевдоэкономия. Мы смогли сохранить 90% персонала, проводя переговоры об изменении оплаты труда и пользуясь правом некоторых категорий сотрудников взять больничный.
Не использовать меры господдержки – тоже большая ошибка.

– Большое число франшиз хостелов фактически перестало существовать в пандемию. Сайты ваших, так сказать, конкурентов теперь не работают, количество объектов в сетях сократилось в разы. Почему вы решили остаться в этом бизнесе? Внесла ли пандемия корректировки в саму франшизу и перечень услуг, которые вы предоставляете?
– Мы верим в рынок гостеприимства. Согласно исследованиям возможностей для бизнеса, в связи с реализацией целей устойчивого развития ООН (ESG), к 2030 году глобальный туристский рынок увеличится в два раза – до 1,8 трлн долларов. Меры по развитию внутреннего туризма, принимаемые правительством, будут способствовать развитию объектов бюджетного размещения. Мы уже сейчас получаем много запросов на различного вида коллаборации из туристических регионов. Россия становится всё более привлекательным направлением для западных туристов. Об этом свидетельствует и приход гида «Мишлен» в Москву, и признание Россией знака Safe Travels, который сейчас активно получают хостелы нашей сети. Границы когда-нибудь откроются, а сейчас надо готовиться. В рамках подготовки мы запустили несколько новых продуктов. Например, курс «Как открыть хостел». Сейчас он доступен и в классическом офлайн-формате. В начале апреля мы запустим онлайн-обучение в коллаборации со Skillbox. Также у нас есть курсы английского языка для администраторов хостелов и отелей.
Мы делаем аудит по запросу владельца хостела и вырабатываем рекомендации по улучшению маркетинга, продаж, по управлению персоналом и издержками. С прошлого года управляем хостелами в двух форматах: берём на себя управление или продажами, или объектом полностью. Даже только контроль продаж позволяет увеличить загрузку на 15-20% в моменте. Мы управляем не только объектами в сети, но и сторонними хостелами.
В 2020 году рынок слияний и поглощений на рынке хостелов оказался достаточно активным. Мы открыли направление M&A. Был проведён ряд успешных сделок с нашим участием.
Мы также запускаем новый сайт, где особое внимание уделяем совершенствованию клиентского пути для всех гостей и партнёров. Весь кризисный год мы работали над тем, чтобы стать лучше. Признанием наших усилий стало получение флагманским хостелом сети «Хостелы Рус – Чистые пруды» премии «Лучший хостел – 2020».

– Может ли хостельный бизнес быть прибыльным сейчас? Когда время инвестировать в этот бизнес?
– Конечно, может. Приведу пример: мы помогли нашим партнёрам купить в июне маленький хостел (32 места) в спальном районе Москвы за 300 тыс. руб., фактически по остаточной цене мебели. Предыдущим владельцам он приносил убытки, хотя потенциально объект перспективный. Вложили ещё 50 тыс. руб. в косметический ремонт, поменяли и обучили персонал, настроили рекламную кампанию, нацеленную на привлечение гостей для долгосрочного пребывания, получили скидку на аренду в 20% – и хостел задышал. У них прибыль 120 тыс. руб. в месяц, и это в разгар осенне-зимней вспышки COVID-19!
Что касается времени для инвестиций, то инвестировать надо сейчас!
Сейчас порог для входа на рынок опустился и может быть от миллиона рублей. В «допандемические» времена для открытия хостела нужно было инвестировать 3,5-4 млн руб. Уже к маю удачное окно для входа закроется и размер первоначальных вложений значительно вырастет.

– Какой совет вы можете дать тем, кто думает об открытии хостела или уже им владеет?
– Кризис – хорошее время для инвестиций в себя. Я всем советую в первую очередь инвестировать в свои навыки, умения. Приходите к нам, открывайте для себя новые горизонты в профессии хостельера, становитесь успешными!

Image

14 апреля свой День рождения отмечает Андрей Воробьёв, губернатор Московской области

Уважаемый Андрей Юрьевич! От имени всей редакции «Бизнес-Диалог Медиа» примите самые искренние поздравления с Днём...

Image

доклад «Как построить фабрику контента и продвигаться с помощью бесплатных публикаций в СМИ»

Как писать тексты и строить отношения с журналистами, чтобы они публиковали информацию о вашей компании бесплатно. Что делать с пресс-релизами. Как выбирать темы для публикаций. Чем...

Image

ПРЕСС-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ ВЫСТАВКИ

Москва, 8 апреля 2021 Возвращение в офлайн: выставку MosBuild 2021 посетило 66 588 человек из 41 страны и 82 регионов России

Image

Об изобретениях и изобретателях. Патентного поверенного ЮУТПП пригласили на прямой телеэфир

Директор центра интеллектуальной собственности Южно-Уральской ТПП Людмила Солодкина рассказала телезрителям о товарных знаках, патентах и защите авторских прав. Экспертом она выступила на...

Image

ОНПП «Технология» из Калужской области подвело итоги участия в космических программах за 2020 год

В 2020 году ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина (головная организация холдинга в отрасли химической промышленности Госкорпорации Ростех) произвело более 750 единиц наукоёмкой...

Image

Тележурналистка из Кузбасса Анна Егорова стала победителем Всероссийского конкурса "Экономическое возрождение России"

В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» накануне состоялось чествование победителей Всероссийского конкурса журналистов...

Image

Челябинская журналистка стала победителем на Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»

Руководитель регионального пресс-центра «Аргументы и факты» Наталья Зверева получила диплом в авторской номинации конкурса деловых СМИ, который ежегодно проводят...

Image

CNH Industrial приобретает миноритарный пакет акций Augmenta

CNH Industrial N.V. (NYSE: CNHI / MI: CNHI) объявила о приобретении миноритарного пакета акций Augmenta. Компания Augmenta специализируется на разработке передовых технологий для аграрного сектора и уделяет первостепенное...

Image

Предприниматели и банкиры обсуждают разнообразие и доступность финансовых инструментов для бизнеса

На радиостанции «Business FM Челябинск» стартовала серия программ на тему доступности финансовых инструментов для развития малого и среднего бизнеса. О программе кредитования МСП...

Image

Кузбасская ТПП провела первый круглый стол в рамках готовящейся конференции по проблемкам региональных и муниципальных СМИ

На 27 апреля запланировано проведение межрегиональной конференции по проблемам развития региональных и муниципальных СМИ, организаторами которой...

Image

Экс-посол Казахстана в России станет Почетным Доктором знаменитой французской школы бизнеса ESAM

Директор бизнес школы ESAM вручит Тасмагамбетову звание Почетного доктора своего учреждения. Об этом говорится на сайте ESAM....

Image

ЭКСАР застраховал экспортные контракты на поставку фанеры в 52 страны мира

Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций АО «ЭКСАР» и ООО «СВЕЗА-Лес» подписали договор страхования краткосрочной дебиторской задолженности в рамках поставки фанеры в 52 страны...

Image

В Fix Price доступна возможность оплаты покупок по QR-коду

09 апреля 2021 г. Москва Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен запустила современный способ приема платежей посредством графического QR-кода....

Image

Ключевые проекты нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока — получите бесплатный отчёт

Рады сообщить, что команда «Восток Капитал» подготовила отчет по результатам исследования «Ключевые проекты нефтегазовой отрасли Восточной Сибири и Дальнего Востока», в котором...

Image

Президент ЮУТПП рассказал о стратегическом бизнес-партнерстве между Россией и Узбекистаном

В Ташкенте состоялось пятое совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов. Речь на нем шла о развитии двустороннего сотрудничества и новых задачах...

Image

Эксперты Калининградской ТПП - одни из лучших в стране

На заседании комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции Калининградской области, состоявшемся 5 апреля 2021 года, отметили качество работы экспертов Калининградской...

Актуальные комментарии