Image

Евгения Зябкина: «Франшиза – это единственный способ масштабирования бизнеса с минимизацией предпринимательских рисков»

Говоря о франчайзинге, люди часто думают исключительно об одном участнике – франчайзи, а также о тех вопросах, которые были бы связаны с условиями покупки франшизы. Однако, помимо такого важного аспекта, существует ещё один – продажа самой франшизы франчайзером. Сегодня мы общаемся с Евгенией Зябкиной, основателем одной из старейших компаний по созданию и выведению франшиз на рынок, ГК «Консалтика», и узнаем, как правильно научиться упаковывать франшизу, как сама компания поможет её продать, а также о том, как данный сегмент рынка пережил пандемию.

«Наша компания была основана семь лет назад в рамках общего тренда рынка. Тогда франчайзинг только появлялся в том виде, в каком мы его знаем сегодня. ГК «Консалтика» является одной из старейших компаний, которая занимается упаковкой франшиз. Предпосылкой к её созданию стало желание понять, почему произошли провалы франшиз на российском рынке. Таким ярким примером является крушение одного из амбассадоров франчайзингового рынка – «Г.М.Р. Планета гостеприимства» (бренды «Сбарро», «Ёлки-Палки», «Маленькая Япония», «Восточный базар» и многие другие). Притом эта компания по праву считалась одной из старейших, развивающихся по франчайзингу и имела огромный опыт по франчайзинговому направлению на территории всей страны. Мы начали анализировать все бизнес-процессы франчайзинговой сети, а также то, как они создавались на тот момент. Оказалось, что около 95% компаний, которые тогда выходили на франчайзинговый рынок, занимались упаковкой франшизы самостоятельно, пытаясь придумать то, что, по сути, уже было придумано в Европе и США. Такой подход был крайне долгим, малоэффективным и не приносил существенных результатов, а франчайзи страдали от недостатка операционных рекомендаций и контроля качества оказания услуг. Данные обстоятельства и стали толчком для создания нашей компании, которая помогала бы создавать грамотную упаковку другим юридическим лицам. Вообще, создание франшиз – это огромный спектр задач, с которыми любой компании крайне сложно справиться собственными силами. Ведь в это понятие включены не только юридическая защита, дизайн, маркетинг, продвижение, но и инсталляция, работа с программным обеспечением, CRM, кадровое и делопроизводство, операционная деятельность и контроль.
Готовых решений на нашем рынке не существует, и я думаю, что в ближайшее время они и не появятся. Это связано в первую очередь с тем, что все компании уникальны, даже если находятся в одном сегменте: разные программное обеспечение, логистика, система выкладки продукции, разный товар и разное оборудование. Найти здесь стандарт крайне сложно. Одинакового пакета документов в принципе нет! Также это сопряжено и с разными тактиками продвижения своих товаров, доставкой, целевой аудиторией, оформлением торговых точек. А если говорить о детском магазине и магазине мясной продукции, то ни о какой стандартизации здесь не может быть и речи, это абсолютно разные сегменты.
Заказчик, который к нам обращается, получает пять крупных блоков под ключ:
1. Договорной раздел – это полный комплект договоров и вся юридическая защита. Сюда входят регистрация товарного знака, выбор стратегии масштабирования, подготовка договоров коммерческой концессии и развития деятельности, лицензионных договоров, договоров поставки и многого другого.
2. Пакет документов для продавца – презентация, финансовая модель, требования к помещению и локации, а также иные документы, которые могут потребоваться франчайзеру и отделу его продаж для взаимодействия с потенциальным покупателем франшизы.
3. Брендбук – руководство по использованию фирменного стиля, начиная от логотипа и заканчивая одеждой, расходными материалами, стандартами оформления розничной точки и многим другим.
4. Франчайзбук (или Учебник франчайзи) – документ, который описывает непосредственную операционную деятельность, открытие и управление розничной точкой.
5. План продвижения франшизы и практические рекомендации о том, как и где лучше продвигаться, сколько это стоит и с чего правильнее начать.
Ареал нашего присутствия – от Петропавловска-Камчатского до Казахстана, Кыргызстана. Мы работаем на территории всей Российской Федерации и в большинстве стран СНГ. Наши заказчики, как правило, – это те люди, которые только предпринимают первые шаги на пути масштабирования или те компании, которые уже работают по франчайзингу, но чувствуют сложности в управлении бизнесом, процессах стандартизации, фирменном стиле или в чём-либо ещё.
Конкуренция есть на любом рынке. На нашем, несмотря на его узость, конкуренты тоже имеются. Но с момента становления нашей компании, игроков, которые действительно занимаются упаковкой, не более десяти на территории нашей страны.
Врез: Наша компания имеет десятки различных наград и благодарностей за период работы. Мы работаем с такими структурами, как «Мой бизнес», «Малый бизнес Москвы», Центр поддержки предпринимателей, торгово-промышленные палаты, состоим в Российской ассоциации франчайзинга, имеем награды «за вклад в развитие франчайзинга в России» (2019 год).
Популярность франчайзинга сегодня настолько высока, что многие субъекты Российской Федерации поддерживают развитие франчайзинга в своих регионах на правительственном уровне. Ведь региональные франшизы – возможность для крупных региональных предприятий и начинающих предпринимателей усилить позиции как в своём регионе, так и за его пределами. Франшиза – это новые филиалы, это усиление предпринимательской грамотности, это увеличение рабочих мест, увеличение доходов населения. Франшиза – развитие в чистом виде. Именно по этой причине с каждым годом популярность франчайзинга только растёт, а выделяемые субсидии, направленные на развитие или покупку франшиз, только способствуют этому.
Интерес к франчайзингу высок не только благодаря минимизации предпринимательских рисков, увеличению доходов и масштабированию. Дело в том, что франчайзинг крайне необычно ведёт себя в кризис. Франшиза – единственный способ масштабирования бизнеса с минимизацией предпринимательских рисков. Как показывает практика, чем сильнее кризис, тем выше спрос на франшизу, так как люди стремятся инвестировать в бизнес и, естественно, желают снизить риски. Поэтому в пандемию спрос на франшизы не упал. Другое дело, что ситуация в 2020 году негативно повлияла на некоторые сегменты франшизы. Спрос на рестофраншизы практически во всех направлениях существенно снизился, а срок принятия решения возрос. Покупатели просто не хотят вкладывать деньги в сегмент, будущее которого ещё не сформировалось. Зато появилось огромное количество иных направлений, которые в 2020 году не только вышли на франчайзинговый рынок, но и получили огромный спрос. К таким направлениям можно отнести магазины продуктов импульсного и ежедневного спроса, консалтинг, онлайн-обучение. Появились новые тренды, которые изменили рынок франчайзинга. Но если смотреть на картину в целом, то 2020 год кратно увеличил интерес к франчайзингу. Такие же истории мы наблюдали и в другие кризисы, например в 2014 году. В этот год на рынок вышло огромное количество новых франшиз в сегменте услуг. Сформировались такие направления, как, например, барбершопы или ментальная арифметика.
Стоит отметить, что рынок франчайзинга в России только начинает активно развиваться и набирает обороты. Пока вы читаете эту статью, кто-то уже приобретает или создаёт свою франшизу. Наша компания тоже не отстаёт в вопросах развития, мы внедряем такое новое для себя направление, как обучение, где учим всех желающих самостоятельно создавать и упаковывать франшизы и деструктурировать понятие о том, что это сложно. Также мы проводим небольшие обучающие вебинары по популяризации франчайзинга абсолютно бесплатно.
В нашей команде каждый специалист занимается своим делом, а наша задача заключается в том, чтобы подобрать нужное количество специалистов, которые будут удовлетворять требования заказчиков. Мы стремимся к тому, чтобы каждый наш клиент получил ответы на все свои пожелания и вопросы в рамках нашей компании!»

Image

Возрождение усадьбы «Полотняный завод»: Дом Щепочкина восстановят с использованием ГЧП

17 ноября в городе Кондрово состоялось подписание концессионного соглашения о сохранении и эксплуатации объекта культурного наследия «Дом П.Г. Щепочкина, В.Д. Мещеринова, руб. XVIII-XIX вв.,...

Image

Комбинат «Свеза» в Уральском вошел в число лидеров экспорта в Приволжье

В Казани состоялось вручение всероссийской премии в области международной кооперации и экспорта «Экспортер года» представителям бизнеса Приволжья. Награды получили компании и предприниматели из 11 регионов...

Image

Президент ЮУТПП выступил на Форуме межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном

На панельной сессии Федор Дегтярев рассказал об участии Деловых советов в развитии кооперации производственных предприятий России и Узбекистана, а также представил Минпромторгу России...

Image

Выиграй призы во Всероссийской юридической онлайн викторине 2021 года

Приглашаем юристов принять участие во Всероссийской юридической онлайн викторине 5 декабря 2021 года. Побороться за звание самого эрудированного юриста года и получить ценные призы....

Image

Волонтеры-экологи ЮУТПП подкормили птиц Таганая

12 ноября, в день Зиновия-синичника по русскому календарю, на территории Национального парка «Таганай» стартовал природоохранный проект «Друзья особо охраняемых территорий». В эколого-просветительской акции «Подкормите птиц!» приняли участие...

Image

При поддержке ЮУТПП в Челябинске выбрали лучшего сантехника России

В Челябинске состоялся финал Всероссийского чемпионата «Лучший сантехник. Кубок России». В нем приняли участие представители отрасли ЖКХ из Владимирской, Волгоградской, Свердловской, Челябинской областей, Красноярского...

Image

Челябинская область поделилась региональной практикой системы поддержки экспорта на конференции ТПП РФ

Межрегиональная конференция специалистов по поддержке экспорта, организованная Торгово-промышленной палатой России совместно с Ассоциацией экспортеров и импортеров, прошла в...

Image

В ТК «Невский Центр» открылся офис нового формата Сбера

На минус первом этаже торгового комплекса «Невский Центр» открылся офис нового формата Сбера, где можно решить не только финансовые вопросы, но и воспользоваться самыми популярными продуктами и сервисами экосистемы банка, вплоть до...

Image

«Свеза» внедряет решения по снижению энергозатрат

11 ноября во всем мире отмечается День энергосбережения. Для промышленных предприятий вопросы рационального использования ресурсов всегда являются одними из основных в реализации планов развития. Компания «Свеза», крупнейший в мире ...

Image

Проект КАДВИ с автоконцерном «БЕЛАЗ» успешно прошел этап испытаний опытного образца

В октябре специалисты научно-технического центра автоконцерна «БЕЛАЗ» приняли участие в испытаниях газотурбинного силового модуля для карьерного самосвала грузоподъёмностью 90 тонн. Производитель...

Image

На VII Всероссийском Форуме «Национальная система квалификаций России» обсудят тренды развития рынка труда

18-19 ноября 2021 года состоится VII Всероссийский Форум «Национальная система квалификаций России. Перезагрузка: приоритеты, перспективы, возможности», к работе в котором...

Image

Бизнес-сообщество предложило региональному правительству возможные решения для привлечения инвесторов

Как сделать так, чтобы в регионе строилась современная качественная инфраструктура, реализовывались крупные инвестиционные проекты в перспективных отраслях экономики,...

Image

Архитектурная «Евразийская Премия» охватила максимальное за все время проведения число стран-участниц

15 декабря в Екатеринбурге будут подведены итоги 16-го сезона международного конкурса архитектуры и дизайна «Евразийская Премия» (Eurasian Prize). На суд жюри были представлены...

Image

Trimble примет участие в хакатоне AgroCode Hack

Компания Trimble примет участие в хакатоне AgroCode Hack. Данное мероприятие пройдет в рамках AgroCode Weekend, который организует Россельхозбанк. Это крупнейшее мероприятие в России, посвященное цифровизации сельского хозяйства. Хакатон...

Image

Bonava ввела в эксплуатацию жилой дом в седьмой очереди ЖК Gröna Lund

Шведский девелопер Bonava ввел в эксплуатацию очередь 7.3 жилого комплекса комфорт-класса Gröna Lund во Всеволожске.

Image

Вопросы взаимодействия профессионального образования и бизнеса обсудили на региональном чемпионате World Skills Russia в Калуге

В рамках деловой программы регионального чемпионата World Skills Russia состоялось пленарное заседание «Профессиональное образование и бизнес....

Image

Эксперт-эколог ЮУТПП вышла в финал Национальной Премии

Эксперт-эколог Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Наталья Трехлеб стала одним из 16 финалистов первой Национальной Премии «Молодой специалист года». Высокой оценки заслужил ее проект в области экологического волонтерства на...

Актуальные комментарии