Image

Николай Подлеснов: «Грибоводство – перспективный бизнес, но, как и любой другой, он требует денежных вливаний»

Выращивание грибов на продажу сегодня – перспективный и динамично развивающийся вид бизнеса. Наибольшей популярностью среди грибоводов пользуются вешенки, благодаря несложной технологии их выращивания. Сбор урожая каждый день, небольшие капиталовложения и высокий спрос на продукцию — все это позволяет выйти на достаточно быструю окупаемость. Однако, предприниматель может столкнуться и с недостатками, среди которых небольшой срок хранения и хрупкость продукта, организация транспортировки и т.д. Субстрат для вешенок можно изготовить самим, а можно приобрести уже готовый. О перспективах развития грибоводства мы поговорили с генеральным директором ООО «Мир сладостей» Николаем Подлесновым.

- Николай Меркурьевич, сначала хочется спросить: почему вы называетесь «Мир сладостей» и при этом занимаетесь другими видами бизнеса, основным из которых сегодня является грибоводство?
Предпринимательской деятельностью я начал заниматься еще с 1994 года. ООО «Мир сладостей» мы зарегистрировали в 2011 году по инициативе главного бухгалтера Шахнозы Юнусовны Сарваровой, которая и является вдохновителем концепции формирования бизнеса. Компания активно развивалась, и для повышения эффективности технологических решений стало необходимо отдельно выделить деятельность по производству выпечки и кондитерских изделий, от которой по ряду причин скоро пришлось отказаться. При этом название компании мы решили сохранить, потому что рассчитываем в будущем расширить деятельность и вернуться к бизнесу производства хлебобулочных изделий и сладостей.
- Когда и почему вы перешли на грибоводство и каких результатов удалось достичь на сегодняшний день?
Выращиванием грибов мы начали заниматься плотно в 2019 году. Мысль об этом давно меня посещала: родители были работниками сельского хозяйства в советское время, и представление об этом виде деятельности я имел. Но непосредственно заняться грибным производством меня вдохновил наш, на тот момент будущий, инженер-технолог Михаил Анзорович Барканов, с которым я волей случая познакомился несколько лет назад и который оказался настоящим мастером своего дела. Он смог убедить меня, что производство грибов — простой, доходный и малозатратный бизнес, не требующий особых технологий. Но на деле все оказалось не так просто: требовалось изучать не столько процесс выращивания грибов, сколько рынок сбыта. Столкнувшись с различными проблемами, мы обратились к руководителю Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр овощеводства», доктору экономических наук, академику общероссийской академии нетрадиционных и редких растений Анатолию Федоровичу Разину. Сотрудничество с Институтом обеспечило научную основу для нашего бизнеса и придало уверенности. А благодаря консультационному участию доктора сельскохозяйственных наук, главного специалиста отдела защищенного грунта Натальи Леонидовны Девочкиной, мы, в конечном итоге, остановились на выращивании вешенок. Штаммы были выбраны самые простые — НК-35 и П-80, они дают хороший урожай, неприхотливы, не требуют больших технических вложений, практичные по сравнению с другими видами (сортами) грибного царства. Помощь и информационная поддержка таких крупных специалистов способствует большей продуктивности нашего бизнеса.
- У каждого грибовода свои условия выращивания грибов. Расскажите, в каких условиях располагаются именно ваши грибницы?
Помещение у нас большое, 1300 кв. м. Это бывшее советское овощехранилище, полузаглубленное в землю. Помещение, можно сказать, специализированное – это не коровник и не сарай. Оно поделено на камеры, которые оборудованы своим приточно-вытяжным комплексом и системой освещения. По объему каждая камера планируется согласно производительности вентиляционных установок. Вообще при выращивании грибов самое важное – это определенная влажность и температура. Для поддержания необходимых параметров в помещении стоят приборы, которые регулируют подачу теплого и охлажденного воздуха, а также температуру и освещение. Сбор грибов происходит почти круглосуточно. Готовый субстрат мы закупаем у компании «Саратовских грибных технологий». В субстрате мицелий уже прорастает, но находится в спящем состоянии. Когда устанавливаются благоприятные условия, грибы начинают расти. С момента, когда мы устанавливаем новый субстрат в камере до момента сбора первого урожая проходит около недели. При этом с одной партии мы собираем 3 урожая. Первый — самый богатый, второй — уже меньше, третий — довольно скудный.
- Спрос рождает предложение, а спрос на грибы сегодня довольно высокий. Кто является вашим заказчиком? Сотрудничаете ли вы с розничными сетями и ресторанами?

Наши основные покупатели — это посредники, которые, в свою очередь, продают наши грибы в рестораны и розничные сети. Работать напрямую с сетями пока мы не можем: для этого нужно наладить доставку, а у нас на данный момент сложности с транспортом. Так как доставка продукции ведет к ее значительному удорожанию, мы перешли на самовывоз. Сейчас с нами работает три фирмы-посредника, и на данный момент мы полностью реализуем свой объем продукции. Надо сказать, что летом спрос на грибы ниже, т.к. рынок ими насыщен. А зимой, напротив, на рынке ощущается нехватка грибов, особенно спрос возрастает во время христианских постов.
- А что было весной, в период локдауна? Был спад спроса на грибы?
Да, этой весной в связи с пандемией товар было очень сложно реализовать. Мы понесли убытки, потому что никто не знал, как долго это продлится, все хотели переждать сложный момент. У нас такой товар, который ждать не может, ведь для продажи в сети грибы должны четко соответствовать требованиям ГОСТа: определенный размер, толщина ножки, цвет.
Продажи затормозились, временами случалось, что мы больше продукции выбрасывали, чем продавали. Стараясь как-то выходить из положения, мы отдавали часть грибов на переработку. Вся эта ситуация кого-то ввела в апатию, кого-то привела к банкротству, а нас, например, она заставила больше думать и больше работать. Еще одним последствием стало то, что люди стали менее расточительны и теперь стараются экономить на всем, в том числе и на продуктах. И наша прибыль в этом году, если сравнивать со статистикой прошлого года, сократилась в 2 раза. Но на данный момент все пришло в норму: сегодня наша производительность составляет до 700 кг грибов в день, и весь этот объем реализуется. И это не предел: есть технические условия и перспективы для повышения качественного и количественного расширения производства.
- Понимаю, что этот год не располагает к строительству долгосрочных планов, но, наверное, вы предполагаете, как дальше будете развивать свое производство?
Грибоводство — перспективный бизнес, но, как и любой другой, он требует денежных вливаний. Мы планируем перейти на новое оборудование, автоматизировать кондиционирование и вентиляцию. Так мы сможем постепенно выйти на необходимые объемы и сотрудничать непосредственно с сетями. Сети, прежде чем заключить договор на поставку, приезжают, осматривают, оценивают технические возможности, они должны убедиться, что мы сможем поставлять требуемый объем.
Еще в наших планах расширение ассортимента выращиваемых грибов, возможно, возьмемся за шампиньоны. Также хотелось бы перейти и к производству продукции из переработанных грибов — тех, которые не проходят по ГОСТу сетей.
Испытываем мы некоторые сложности и с поиском персонала. Мне бы хотелось, чтобы на производстве работали люди, которые имеют опыт в сельском хозяйстве, но таких найти бывает непросто. Специалистов высоко класса компания не может себе позволить из материальных соображений, а заниматься самообразованием хотят не все. Но мы уже привыкли преодолевать трудности и не пасовать перед сложными ситуациями, поэтому я уверен, что все планы нам постепенно удастся реализовать.

Image

детский творческий конкурс “Безопасность глазами ребенка”

В честь “Дня защиты детей” мы объявляем детский творческий конкурс “Безопасность глазами ребенка”. Приглашаем к участию в конкурсе детей с 3-х до 14 лет!...

Image

Гайд от Россельхозбанка: как не остаться с «пустыми» карманами

Лайфхаки от Россельхозбанка объясняют, как сохранить свои средства

Image

Россельхозбанк увеличивает процентную ставку по вкладу «Растущий доход»

АО «Россельхозбанк» спешит порадовать своих клиентов выгодными процентами по вкладам. В рамках акции «Весеннее предложение» банк повысил ставку по вкладу «Растущий доход» до 6,5%...

Image

Россельхозбанк поможет сделать покупки безопасно, стильно и на расстоянии

Платежное кольцо от АО «Россельхозбанк» – это современная альтернатива традиционной банковской карте. Кольцо выполнено из циркониевой керамики и оснащено чип-модулем, обеспечивающий платежную функцию по...

Image

Россельхозбанк стал партнёром службы занятости по разработке программы обучения

Один из крупнейших российских банков – Россельхозбанк – принял участие в разработке программы обучения для будущих сотрудников. Компания готова принять к себе кандидатов, прошедших обучение по курсу...

Image

Россельхозбанк поддерживает производство десертов для веганов, спортсменов и борцов с сахаром

Что для нас значит «идеальное мороженое»? Это разнообразие вкусов и свежие, натуральные компоненты, сохранившие максимум витаминов и пользы. Только так один сладкий шарик может подарить...

Image

Серия лекций «Анатомия чувств». Лекция 1. Зрение

Российская государственная библиотека начинает серию научно-популярных лек-ций «Анатомия чувств». Этот синтетический выставочно-лекционный проект, где будет место истории науки, истории книги и самым современным знаниям о чело-веческом...

Image

Россельхозбанк открыл новый офис в Москве

Центр розничного и малого бизнеса Россельхозбанка (ЦРМБ) расширил сеть представительств на территории города. Дополнительный офис банка открылся по адресу: г. Москва, ул. Красного Маяка, д....

Image

Центр розничного и малого бизнеса АО «Россельхозбанк» открыл новый офис в поселке Коммунарка

ЦРМБ открыл новую точку продаж по адресу: поселок Коммунарка, ул. Липовый парк, д. 7.

Image

Сотрудничество Россельхозбанка и сети «Глобус» сократит путь фермерской продукции до полок гипермаркетов

В целях расширения поддержки и продвижения фермерской продукции в сетевых магазинах АО «Россельхозбанк» заключил соглашение с розничной сетью «Глобус». В рамках совместной...

Image

Fix Price стал лауреатом XI Национальной премии «Золотой медвежонок»

Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен стала лауреатом XI Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой...

Image

Вопросы защиты прав журналистов обсудили на круглом столе в Кузбасской ТПП

20 апреля Кузбасская ТПП в смешанном формате провела круглый стол на тему «Защита профессиональных прав журналистов и СМИ». В мероприятии, наряду с работниками медиаотрасли, участвовали онлайн представители...

Image

Эксперты ЮУТПП подготовили для налоговиков предложения по поддержке предпринимателей

Представители Южно-Уральской торгово-промышленной палаты приняли участие в работе координационного совета УФНС России по Челябинской области по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего...

Image

В Калуге открылся форум «ИТС регионам»

20 апреля в Калуге на площадке Инновационного культурного центра открылся шестой ежегодный форум «ИТС регионам». В конференции, посвященной развитию интеллектуальных транспортных систем, принимают участие профильные делегации и эксперты из России и...

Image

Сообщество CWD Global выпустило земельный токен CWD-Polis

Сообщество CWD.global выпустило земельный токен CWD-Polis – инструмент для совместной покупки недвижимости через цифровые активы.

Image

Fix Price запустил новое мобильное приложение с обновленным функционалом для клиентов

Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен запустила новое мобильное приложение. Теперь пользователям доступен расширенный...

Image

«Свеза» впервые вошла в рэнкинг устойчивого развития российских компаний

Компания «Свеза» впервые вошла в ESG-рэнкинг российских компаний, составленный Независимым европейским рейтинговым агентством RAEX-Europe. «Свеза» вошла в тройку лидеров среди компаний лесопромышленного...

Image

Предприниматели Кыргызстана ищут партнеров в Челябинской области

Встречу с представителями челябинских промышленных предприятий кыргызским бизнесменам организовала Южно-Уральская торгово-промышленная...

Актуальные комментарии