Image

Частная школа «Вектор»: идеальный баланс между мудростью и азартом

Частная школа для нашей страны пока остаётся редкостью: в России сейчас работает около 850 частных школ, что составляет лишь 2% от общего количества. Между тем мировой традиции обучения детей в частных школах уже около 1500 лет! Интересно, что одна из первых в мире частных школ, Королевская школа (The King’s School) в Кентербери, основанная в 597 году, действует и поныне: сегодня в ней учится около 800 детей в возрасте от 3 до 18 лет. У нас же первые школы открылись вскоре после указа, изданного в 988 году крестителем Руси князем Владимиром, повелевшем детям бояр учиться «книжному делу». Школы под названием «Книжное учение» открылись при монастырях Киева, Новгорода, Смоленска, Суздаля, Курска. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь, так что эти школы скорее можно отнести к государственным. Однако с приходом татаро-монгольского ига процесс прервался. В начале XV века на смену школам при монастырях пришли частные школы под названием «Мастера грамоты». Там обучались мальчики из богатых семей, а преподавали представители духовенства. Известно, например, что окольничий царя Алексея Михайловича Фёдор Ртищев на свои средства содержал монахов, которые обучали желающих языкам, риторике, философии и другим наукам. Государственная же школа возродилась лишь при сыне Алексея Михайловича Петре Великом, открывшем в 1701 году школу математических и навигационных наук. Через 15 лет по всей стране появились цифирные школы с углублённым изучением математики и геометрии. С тех пор государственная и частная формы обучения мирно соседствовали в Российской империи вплоть до Октябрьской революции, отнявшей у граждан России выбор на долгие семь десятилетий. Незадолго до распада СССР частные школы вновь начали возникать в стране, а в середине 90-х прошёл настоящий бум их открытия. Однако многие из них не доживали даже до пятилетия, и только небольшое количество тех первопроходцев ныне, разменяв третье десятилетие, продолжает высоко держать планку частного образования. Среди них и АНОО Школа «Вектор» из Мытищ, организованная в 1997 году Михаилом Захаровичем Нисенбергом. О том, что представляет собой школа сегодня, мы побеседовали с продолжателем семейного бизнеса, финансовым директором АНОО «Вектор» Денисом Бикбаевым.

– Денис Радиевич, частная школа «Вектор» существует уже 23 года. А как возникла идея её создания?
– Как мы помним, 1990-е годы были сложным временем для страны. В числе многих других сфер в упадок в связи с постоянным недофинансированием пришло и государственное среднее образование, положение многих школ было очень тяжёлым. При этом коммерческая деятельность им была запрещена. Однако дети росли «здесь и сейчас» и не могли ждать десятилетиями, пока положение улучшится. В поисках альтернативы у моего дедушки и возникла идея: оградить от печальных жизненных реалий, по крайней мере, детей своей семьи и детей знакомых, создав, по примеру зарубежных стран, частную школу. В 1997-м была набрана подготовительная группа из 4 ребятишек и 1-й класс из 8 человек.
И 1 сентября 1997 года первый звонок в новой школе прозвучал для двенадцати учеников. За первый год и учредители, и окружающие убедились в правильности выбранного пути. Уже в сентябре следующего года в школе было два первых класса, а также второй и пятый классы. А за 20 с лишним лет ЧШ «Вектор» стала не только одной из крупнейших частных школ (сегодня в ней обучаются 296 детей), но и одной из самых лучших в городском округе Мытищи, и сегодня она продолжает развиваться.

– Количество учащихся несоизмеримо выросло. А что ещё изменилось за 23 года?
– Буквально в этом году наша школа изменилась кардинально: у нас появилась возможность переехать в собственное здание! Мы договорились с владельцем большого отдельно стоящего здания с собственной территорией, построенного специально под образовательное учреждение. До этого школа вынуждена была размещаться в плохо приспособленных строениях. Кроме того, за эти годы, конечно, изменился преподавательский состав, многие учителя ушли на пенсию, на смену им пришли молодые энергичные педагоги, владеющие современными методиками преподавания.

– Сложно сейчас найти хорошего учителя?
– Это было сложно всегда, потому что учитель – больше, чем профессия, это состояние души, призвание. Можно ходить на работу в банк и, не любя эту деятельность, в целом успешно с ней справляться. В случае с педагогикой так не получится! Учитель либо искренне любит детей и вкладывает всю душу в то, чтобы их как можно лучше развивать, обучать и воспитывать, либо уходит из профессии, потому что его недостаточная профессиональная компетентность становится очевидной и для коллег, и для родителей и учеников.

– Частные школы востребованы, их число растёт. Чем «Вектор» отличается от прочих: методикой, подходами, штатом молодых преподавателей?
– Последнее не совсем верно: по возрасту у нас смешанный педагогический состав. Стараемся найти идеальный баланс между мудростью и азартом! В молодом педагоге превалирует стремление к новому: методикам, формам работы; он, как правило, отлично владеет современными технологиями. А у возрастных учителей важны большой профессиональный багаж и опыт общения с детьми.
Что до особенностей, «Вектор» изначально задумывался как школа с домашним, семейным уклоном. Директор школы хорошо знает личностные качества, особенности каждого ученика и родителя, сферу их интересов, семейную историю. Мы стараемся понять проблемы каждого конкретного ученика и его родителей и помочь в их решении таким образом, чтобы обучение для ребёнка было комфортным. Учителя для наших учеников – родные люди, всегда готовые помочь. Имидж «семейной школы» подтверждает и то, что если школу посещает старший ребёнок, то и младший непременно будет учиться у нас! Уже насчитывается около пятидесяти таких семей.

– Как можно попасть в вашу школу, есть ли вступительные экзамены, отбор?
– Перед поступлением мы проводим собеседование при участии логопеда, психолога и профильного заместителя директора.

– У вас также есть детский сад. Он возник позже, чем школа?
– Детский садик у нас открылся совсем недавно: работает с этого года. Ведь раньше «Вектор» размещался на 2 тысячах м², а сейчас у нас 4 тысячи м², причём в здании есть бассейн. Это дало простор для реализации давних планов, и теперь мы можем подготавливать детей начиная с двух лет.

– А как именно вы подготавливаете дошколят к поступлению в школу?
– По собственной программе, разработанной в соответствии с ФГОС и согласованной с Управлением образования. У нас есть профильный заместитель директора с большим опытом работы и замечательный педагогический состав для работы с дошкольниками.

– Не отнимаете ли вы подобной подготовкой, что называется, детство у ребёнка?
– Всё обучение происходит в игровой форме. Ведь можно просто играть в машинки, а можно при этом моделировать какие-то ситуации, которые ребёнок запомнит, и потом он в жизни на практике применит полученные знания, например о том, что дорогу можно переходить только по зебре и на зелёный свет.

– Одна из целей родителей, отдающих ребёнка в частную школу, – подготовить его к поступлению в престижный вуз. Вашим выпускникам это часто удаётся?
– Практически всегда! Причём выпускники успешно поступают как в российские государственные вузы (тем более что в Москве много замечательных образовательных учреждений высшего класса), так и в зарубежные. Наши выпускники являются студентами и выпускниками Финансового университета при Правительстве РФ, МГУ им. Ломоносова, МГИМО, ВШЭ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, РГГУ, МГСУ, МЭИ и других ведущих вузов. А многие уезжают на дальнейшее обучение в Европу, Америку, Канаду.

– Значит, у вас очень хороший уровень преподавания английского языка, позволяющий им легко учиться за рубежом в дальнейшем?
– Я могу подтвердить со всей ответственностью: уровень у нас хороший!
Наши учителя иностранных языков постоянно совершенствуются, мы их отправляем на различные курсы, семинары, где они развиваются, общаясь с носителями.

– У выпускников вашей школы очень высокий балл сдачи ЕГЭ: в среднем – 87 баллов. Как вам это удаётся?
– Мы разрабатываем для учеников выпускных классов индивидуальные планы подготовки. В 11 классе ученик делает акцент на изучении тех предметов, которые будет сдавать в конце года. Программу мы выдерживаем, но делаем уклон именно на эти предметы и стараемся настроить его на поступление в тот вуз, куда он собрался. Профориентацию проводим начиная с 9 класса: беседуем с родителями и детьми, стараемся понять, кем видит себя ребёнок в будущем, что ему действительно интересно.

– Легко ли вам дался переход на дистанционное обучение?
– Частные школы в России были переведены на дистанционное обучение первыми. Это решение мотивировано тем, что у наших учащихся более обеспеченные родители, могущие себе позволить поездки за рубеж, откуда и пришёл вирус.
Нам повезло с тем, что у нас очень грамотный заместитель директора по IT-технологиям. Он в течение суток подготовил план работы в новых условиях, связался с компаниями, предоставляющими интернет-ресурсы. В течение нескольких дней мы провели обучение сотрудников по работе на этой платформе. Нам дали дополнительные недельные каникулы, после которых мы вышли в онлайн-формат.

– Не ухудшились ли от этого уровень подготовки и успеваемость школьников?
– Я бы так не сказал. Правда, увеличилось время работы и педагогов, и детей. Я не сторонник того, чтобы ребёнок проводил слишком много времени за компьютером, но в этот период учащимся приходилось сидеть за монитором ежедневно по шесть и более часов, чтобы полностью освоить программу. Мы записывали онлайн-тренировки по физкультуре, а дети отчитывались, присылая видео с выполнением тех или иных упражнений. Это отлично помогало им не засиживаться на месте в период самоизоляции.

– Учителям было сложно перейти в онлайн-формат?
– Им приходилось очень много работать в этот период. Каждый день надо было провести уроки, собрать с учеников материал и проверить его в онлайн-формате.

– До пандемии у вас в школе предлагалось много внеклассных занятий. Что это за занятия?
– У нас работают кружки и секции, направленные как на физическое, так и на творческое развитие ребёнка, раскрытие его талантов. Есть секция дзюдо, спортивные игры, плавание, шахматный клуб. Есть рукоделие, занятия фортепиано, танцами, вокалом, работает клубное объединение «Акварелька», проходят занятия ментальной арифметикой Абакус, ребята изучают китайский язык. Часть этих занятий включена в стоимость, так как педагоги дополнительного образования у нас работают в штате. Есть у нас и партнёры, занимающиеся с детьми на нашей площадке.

– Как вы думаете, как изменится российское среднее образование, скажем, в ближайшие пять лет?
– Я всё-таки надеюсь, что все изменения в образовании будут направлены исключительно на повышение качества образовательного процесса и снижение бумажной нагрузки учителей. Современное общество динамично развивается, и система образования должна идти в ногу с новациями. Поэтому мы уделяем особое внимание повышению квалификации педагогов и внедрению новейших образовательных методик в образовательный процесс.

– Каковы ваши ближайшие планы?
– Мы хотим построить более продолжительную вертикаль образовательного процесса, создать систему, позволяющую вести ребёнка с двух лет до его поступления в один из ведущих вузов. Наша главная цель – воспитать мыслящую и гармонично развитую личность!

Image

Челябинская область официально приглашена на Российско-Китайское ЭКСПО

Пригласительные письма руководству региона передал представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты в Харбине во время деловой поездки в...

Image

Юристы-третьекурсники побывали на экскурсии в ЮУТПП

Ознакомительное мероприятие для студентов Южно-Уральского госуниверситета прошло по инициативе преподавателей вуза. Будущие юристы познакомились с деятельностью одного из крупнейших бизнес-объединений Челябинской области и расширили...

Image

Южно-Уральская ТПП провела проектную сессию РЖД

Южно-Уральская железная дорога поделилась спецификой организации инновационной деятельности в компании и пригласила предпринимателей стать поставщиками корпорации. В свою очередь, предприниматели представили крупному бизнесу собственные...

Image

Представители Южно-Уральской ТПП побывали в Государственном ракетном центре

Уникальная возможность побывать на экскурсии в «ГРЦ имени Макеева» представилась руководителям подразделений, профильных комитетов и партнерам Палаты. Предприятие является одним из градообразующих для города...

Image

В Ташкенте прошло совместное заседание деловых советов России и Узбекистана

9-е совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов состоялось в рамках мероприятий международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия». Ключевая тема обсуждения –...

Image

Студенты получают шанс стать бизнес-представителями России на мировых рынках

На площадке Московской ТПП с весны 2024 года заработала Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов «Начни свой бизнес с Москвой»....

Image

Почти две тысячи человек пожелали стать волонтерами KazanForum 2024

1 837 человек подали заявки для участия в волонтерской программе Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». Юбилейный XV KazanForum состоится в столице Татарстана 14-19 мая 2024...

Image

15 мая в Казани откроется крупнейшая в стране выставка Russia Halal Expo

Russia Halal Expo в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» развернется на площади 30 тыс. м². Экспозиция проходит с 2017 года, став за это время одной из самых крупных...

Image

Сотрудничество предприятий агропромышленного комплекса РФ с Азербайджаном

22 апреля Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджанской Республике совместно с ТПП РФ, при поддержке Торгового представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике, Ассоциации...

Image

Межрегиональная отраслевая премия профессионалов предприятий городского хозяйства, 2021-2024 г.г.

Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...

Image

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...

Image

На Форуме информационных технологий INFOSPACE обсудили трансформацию бизнеса в эпоху AI

2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.

Image

На форуме «Открытые инновации» обсудили настоящее и будущее технологического развития России и мира

11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....

Image

TransRussia | SkladTech 2024 посетило более 30 000 специалистов – новый рекорд выставки

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...

Image

Руководитель пресс-службы ЦС ТПП Ксения Сафронова признана лучшим специалистом по работе со СМИ в системе ТПП

10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...

Image

Более 80 стран примут участие в KazanForum-2024

Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...

Image

EKF расширяет возможности умного дома

В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.

Image

Президенты Ассоциации женщин Африки и Международного форума БРИКС примут участие женском треке KazanForum 2024

Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...

Актуальные комментарии