Image

Марина Журавлёва: «Секрет успеха в том, чтобы заниматься тем, что любишь!»

Маленькая девочка с двумя смешными тонкими косичками, подняв кисточку, задумалась перед большим пустым хостом: что-то появится на нём полчаса спустя? За спиной Алисы во весь рот улыбается огромный Чеширский Кот: чему он рад? Белокурый и белокрылый ангел в пустом высоком зале играет на рояле, а в окно удивлённо заглядывает рассеянный снежный день… Какая музыка льётся из-под тонких пальчиков? Мир работ московского художника Марины Журавлёвой скрывает куда больше вопросов, чем ответов. Может, тем он и притягателен? Некоторые из возникших вопросов мы задали Марине.


– Марина, в живопись все приходят по-разному: кто-то, как Дюрер и Рафаэль, поражает окружающих своим мастерством ещё в подростковом возрасте, а кто-то начинает рисовать выйдя на пенсию, как таможенник Руссо и бабушка Мозес, и тем не менее оставляет свой след в истории изобразительного искусства. Вы, судя по всему, принадлежите к первой категории? Как у вас всё начиналось? В семье художники были? Расскажите о вашем детстве.
– В моей семье профессиональных художников не было, однако люди технических профессий, её составляющие, сумели создать творческую атмосферу, которая, конечно, на меня влияла. Дедушкина мастерская, пахнущая масляными красками, расписанные мамой стены, нарисованные куклы, склеенные домики… У нас в семье было принято самовыражаться подобным образом. Все мои родные были техническими специалистами, инженерами, но при этом людьми очень творческими, тонко чувствующими искусство. Интерес к искусству воспринимался как естественная потребность, доступ к художественному материалу в семье был наравне с едой или водой. Однако художник как профессия при этом не рассматривалась: слишком «зыбкая» в материальном отношении. А потому я закончила сначала технологический вуз, потом экономический, получив две почётные и востребованные в то время профессии. Параллельно я рисовала – и в первом, и во втором университете: подарки друзьям, стенгазеты; расписывала стены. Рисовать я вообще не прекращала с раннего детства, с тех пор как карандаш впервые попал в руку.
А потом так случилось, что я всерьёз увлеклась изобразительным искусством, и интерес к тому, что делаю именно в этой сфере, стал наполнять меня энергией. Рисовала много эскизов, которые отнюдь не всегда оплачивались хорошо, а то и вообще не оплачивались. Но постепенно нашлись и заказчики иллюстраций, и покупатели работ, и жизнь окончательно вошла в новую колею.

– Судя по отрывку из местной прессы, с которым вы меня ознакомили, ваши работы уже привлекали к себе серьёзное внимание, когда вам было 12 лет. Ведь хорошо рисуют многие девочки, но отнюдь не о каждой пишут в газете. С чем это было связано?
– «Вернисаж», о котором идёт речь в этой заметке, – обычная школьная выставка или смотр детского творчества. И мне сейчас трудно понять, чем выделялись мои детские рисунки среди работ других школьников... Но на тот момент я прекрасно поняла, что раз меня так отметили, значит, чем-то мои работы замечательны.

– У вас сохранились ваши детские работы? Что-то из них вам продолжает нравиться? Кружки, изостудии и т. д. посещали или предпочитали путь самоучки?
– Да, мама их очень бережно хранила, и я храню. А больше всего нравятся мои подростковые штудии: это такое бескорыстное и самобытное самовыражение, когда не думаешь о том, понравится ли кому-то твоя работа. Хотелось бы и сейчас создавать нечто подобное, но в силу опыта и пройденной дороги уже, увы, не выходит…

– Вы получили профильное живописное образование? Кого считаете своими учителями в искусстве?
– В кружки, изостудии я не ходила, но были попытки записаться в художественную школу. Когда мне было лет 12, кто-то из понимающих знакомых посмотрел мои работы и посоветовал «отдать девочку в художественную школу». Однако её педагоги, просмотрев мои работы, разглядели во мне «уже готового иллюстратора», отметили сложившуюся технику и пояснили родителям: по программе школы меня придётся переучивать. А родители сочли, что раз я сложившийся иллюстратор, академическая живопись и рисунок – ненужное для меня занятие, тем более я готовилась к поступлению в технический вуз, моя дорога казалась предопределённой. Поэтому в художку я не попала.
А что до учителей, путь самоучки отличается тем, что на различных этапах жизни черпаешь из очень разных источников, учишься чему-то у самых разных художников. Так что Учителя с большой буквы у меня нет, главный мой учитель – собственный опыт.

– А какие эпохи, направления, жанры в изобразительном искусстве вам близки? Каких художников можете назвать самыми любимыми?
– Из всех художников мне ближе всего иллюстраторы. Это уникальные люди, обладающие собственной неповторимой «оптикой» и предлагающие другим взглянуть через неё на мир. Среди современных иллюстраторов мне особенно нравится Леонид Владимирский, его иллюстрации к «Золотому ключику», сказкам Волкова и Родари, «Трём толстякам» и другим детским книгам я с восхищением рассматривала в детстве, да и сейчас они нравятся мне не меньше!
Если говорить об эпохе, больше всего люблю, наверное, импрессионистов. Всегда испытываешь приятное волнение, глядя на вещи, которые просто невозможно было создать! А вообще, сейчас, в эпоху интернета, когда для зрителей открыты работы художников всех стран мира и эпох, очень трудно сделать выбор…

– Как правило, художники неравнодушны и к другим видам творчества и черпают в них вдохновение. Какую музыку, архитектуру любите? К урбанизму тяготеете или к природе?
– Я по сути своей – городской человек. Природа – она огромна, несоразмерна с человеком, в сравнении с ней очень маленьким. И вот как раз архитектура как бы является связующим между человеком и природой. Для меня она комфортнее природы, и если искать вдохновение в других видах искусства, для меня это прежде всего городская архитектура. Её интересно понимать и читать: это пространственное искусство, и оно воспринимается не одномоментно: по ней можно идти, чувствовать ритм здания, слышать свои шаги, причём в различных помещениях они могут звучать совсем по-разному. По отношению к одному и тому же зданию мы можем испытывать абсолютно разные эмоции, например, проходя по низкому подвальному этажу или выйдя на красивый балкон. В Москве у меня два самых любимых здания: Дом авиаторов на Беговой, известный как «Дом на ножках», построенный архитектором Андреем Меерсоном в стиле брутализма, и особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, в стиле эклектики, архитектора Виктора Мазырина, похожий на воздушную зефирку.
Музыка мне в последние годы интересна в основном инструментальная.

– В каких техниках работаете? Есть ли среди них излюбленные? Больше тяготеете к живописи или графике?
– Мне все техники интересны. Период, когда хочется работать маслом, сменяется на пристрастие к карандашу и линерам; я то увлекаюсь маркерами, фломастерами для скетчинга, то понимаю, что акварель, наверное, мне ближе, и так по кругу. Графику либо живопись тоже не могу предпочесть: думаю иногда линиями, иногда цветовыми пятнами…

– Среди ваших работ много иллюстраций: каких авторов, какие книги вы выбираете, по какому принципу? Сотрудничаете с издательствами или частными заказчиками? Свои иллюстрации к какой книге считаете самыми удачными?
– Пока я имела дело только с детской литературой. Визуализация детских сюжетов мне даётся легче. Наверное, то удовольствие, которое я испытываю, работая над этой тематикой, как-то передаётся, и частные заказчики меня сами находят. А наиболее удачной всегда кажется та серия, над которой сейчас работаю. Сегодня это книга Ярослава Недрагова под условным пока названием «Дракоша Мася».

– Рисуя, вы создаёте свой мир. А какой он – мир Марины Журавлёвой? Его можно описать словами?
– Мой мир – очень инфантильный, и главное его свойство – комфортность, уют. Долго там находится, конечно, нельзя, и с головой нырять опасно, потому что взрослые люди не должны надолго уходить от необходимости решения проблем. Но вот если бы в мой мир можно было продавать билетики, думаю, многие захотели бы передохнуть в таком бестревожном месте.

– Кто он – ваш зритель, покупатель ваших картин?
– Мои работы покупают очень разные люди: у кого-то картина просто вписывается в интерьер по цвету, кому-то напоминает что-то приятное. Бывает, что случайно визуализирую чью-то фантазию.

– Героями ваших работ часто становятся ангелы, но не умилительные путти Рафаэля, не строгие юноши Фра Анджелико и не странные существа Джотто. Каковы ангелы Журавлёвой? Почему так часто появляются в ваших работах? Вы верующий человек?
– Я не могу с уверенностью сказать, что изображаю именно ангелов. С детства, как только сама вышла из статуса малышки, я полюбила наблюдать за маленькими девочками. И до сих пор считаю, что это одни из самых красивых созданий природы. Наиболее прекрасное, что она сумела создать: цветы, снежинки и маленькие девочки! И скорее, на своих работах я рисую девочек, а крылья – символ их защищённости. Тут больше эстетическое содержание, чем мифологическое или религиозное. Но если зритель наделяет моих героев какими-то привнесёнными от себя чертами, это только плюс для работы.

– Художники мерят свою жизнь отрезками не только от работы до работы, но и от выставки к выставке. Много ли их было в вашей жизни?
– У меня как-то так получается, что картины сразу уходят покупателям и материал для персональной выставки не удаётся подготовить…

– Зачем вы берётесь за кисть? Живопись для вас – средство, цель или дорога к цели?
– Средство для самовыражения и существования.

– Чем занимаетесь в жизни, помимо живописи? А чем хотели бы заняться?
– Наверное, секрет успеха в том и состоит, чтобы заниматься тем, чем хочешь и что любишь! И если бы я хотела чем-то ещё заняться, обязательно бы занялась. А если этого нет, то, наверное, не очень хочется.
Помимо работы в живописи и графике, я преподаю изобразительное искусство в частной школе. Для этого пришлось получить ещё одно образование, педагогическое. Педагогика меня очень захватила: оказалось, так приятно передавать людям то, что любишь и умеешь, учить видеть и чувствовать! Это какой-то новый аспект творчества. И в моём собственном творчестве общение с учениками помогает расширять горизонты.

– Каковы ваши ближайшие планы?
– Продолжать делать то, что делаю: мне кажется, у меня хорошо получается!

Image

Открыта регистрация на XI Форум НСК

В Санкт-Петербурге 29 и 30 октября пройдёт XI Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Организаторами мероприятия выступают Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Министерство труда и...

Image

В Общественной палате Российской Федерации обсудили формирование единого пространства частного и государственного образования

10 октября в Общественной палате Российской Федерации состоялся III Ежегодный Всероссийский Форум Общественного Негосударственного Образования,...

Image

В Кузбасской ТПП прошла дискуссия о возможности включения медицинских услуг в региональный материнский капитал

15 октября в Кузбасской ТПП в рамках заседания Комитета по предпринимательству в сфере здравоохранения была организована дискуссия на тему включения медицинских услуг...

Image

Геленджик, 24-25 апреля 2026 года. Ждем революцию в эстетической медицине!

Впервые на черноморском побережье пройдет Конгресс Русской научной школы - ключевое событие VIII Черноморского конгресса....

Image

19 февраля в рамках церемонии открытия мероприятия состоится вручение премии “Инновация 2026”

Приглашаем Вас принять участие в международной VIII Инновационной школе эстетической медицины - уникальном мероприятии, которое откроет эксклюзивный доступ к главным инновациям 2026 года!...

Image

Ремесленников Кузбасса освободили от необходимости маркировки продукции по нескольким товарным группам

По информации официального регионального сетевого ресурса «Электронный бюллетень», 9 октября 2025 г. было издано Постановление Правительства Кемеровской области - Кузбасса №...

Image

Делегация семейных компаний Кузбасса приняла участие в форуме «Бизнес по-семейному» в Томске

По приглашению ТПП Томской области четыре семейные компании из Кузбасса приняли участие в межрегиональном форуме «Бизнес по-семейному», который прошел 9 октября в Томске....

Image

В Кузбасской ТПП прошло заседание по вопросам кибербезопасности бизнеса

9 октября состоялось заседание Комитета Кузбасской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности на тему: «Кибербезопасность и защита данных». В заседании, организованном в смешанном формате, приняли...

Image

Неделю промышленности Ярославской области посетили более 25.000 человек

Главное экономическое событие года – Неделя промышленности Ярославской области – завершила свою работу 3 октября в КЗЦ «Миллениум». Впервые в этом году мероприятие проходило в таком формате – по инициативе...

Image

В Кузбасской ТПП избрали делегатов на очередной IX съезд ТПП России

7 октября на расширенном заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось избрание делегатов на IX съезд Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, который намечен в период с 10 по 16 ноября 2025 года в...

Image

15 компаний региона присоединились к Союзу «Кузбасская ТПП»

7 октября на заседании Совета Кузбасской ТПП состоялось вручение членских билетов компаниям и организациям, которые вошли в союз «Кузбасская ТПП»....

Image

В Кузбасской ТПП обсудили Национальную модель целевых условий ведения бизнеса до 2030 года

7 октября в Кузбасской ТПП состоялось заседание Совета Кузбасской ТПП по обсуждению Национальной модели целевых условий ведения бизнеса до 2030 года, которое прошло на двух площадках палаты ...

Image

Россия и Глобальный Юг формируют общее технологическое будущее

В Москве в рамках II Международного симпозиума «Создавая будущее» прошла панельная дискуссия «Образ совместного будущего России и Глобального Юга в мега-проектах», где представители науки, бизнеса и международных организаций...

Image

25 сентября 2025 года прошел Инвест-Форум "Технологии и Возможности"

25 сентября 2025 года в самом сердце западной столицы России, г. Калининграде состоялся масштабный Инвест-Форум "Технологии и Возможности" организованный EVENT CORP AYA & ОРШИ – Продакшн, под руководством Анны...

Image

Новый вектор областной программы наставничества – еще больше конкретики и реального бизнес-опыта

8 сентября в Московской области стартовала программа наставничества, реализуемая Центром «Мой бизнес» Московской области в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство»....

Image

IV международная педагогическая конференция школы «НИКА»

«Открытая школа в глобальном мире: формируя навыки будущего»

Актуальные комментарии
  • Image

    ESG: устойчивое развитие в ОЭЗ «Алга»

    В 2022 году Ассоциация кластеров, технопарков и особых экономических зон России включила Башкортостан в число пилотных регионов по формированию мастер-моделей инфраструктурных площадок, направленных на достижение целей устойчивого развития (ESG).

  • Image

    Реализация ESG-повестки в наукограде: ОЭЗ «Дубна» делится опытом

    Наукоград Дубна – процветающий деловой и научный центр на севере Подмосковья. Особая экономическая зона «Дубна» – инновационная площадка, где в 2024 году осуществляют деятельность более 160 высокотехнологичных компаний.

  • Image

    ОЭЗ «Технополис Москва» — лидер ESG-рейтинга и инициатор проектов корпоративной ответственности

    Особая экономическая зона «Технополис Москва» активно развивает повестку устойчивого развития через реализацию ряда значимых проектов. Эксперты отмечают высокие стандарты управления и приверженность ESG-принципам. В планах на 2025 год — дальнейшее укрепление позиций в области рационального использования ресурсов и повышения качества инфраструктуры.

  • Image

    Корпорация развития Нижегородской области придерживается ESG-принципов во всех направлениях своей деятельности.

    Так, при оборудовании офиса агентства развития было применено множество благоприятных для окружающей среды решений. В частности, ведется раздельный сбор мусора (пластик, бумага, стекло), сбор использованных батареек для передачи их на последующую утилизацию. На регулярной основе проводятся субботники и сдача бумаги в специализированные эко-пункты. Также все рабочие пространства оснащены энергосберегающим освещением, а навигация офиса сделана из переработанного пластика, собранного сотрудниками.

  • Image

    НОВАТЭК морозит водород

    Компания пересматривает планы развития СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале

  • Image

    Минэк подготовил стандарт отчетности об устойчивом развитии для бизнеса

    Минэкономразвития подготовило проект постановления об утверждении стандарта отчетности об устойчивом развитии и требований к системе верификации соответствия деятельности организаций стандарту общественного капитала бизнеса. Документ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

  • Image

    У России есть все возможности для эффективного развития "зеленой" повестки

    Почему важно следить за экосистемами и повышать плату за вредное воздействие на окружающую среду? Для чего нужны карбоновые полигоны? Достаточно ли нормативных документов для реализации ESG-стратегий? Как российский бизнес участвует в экологических программах? Каких климатических изменений ждать? Ответы на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью "РГ" дал член-корреспондент РАН, научный руководитель Института водных проблем Российской академии наук Виктор Данилов-Данильян.

  • Image

    Малый бизнес сможет официально снижать свой углеродный след

    Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц, теперь иностранные и физлица могут получить зачета углеродных единиц для уменьшения углеродного следа. Об этом сообщает пресс-служба Минэкономразвития.