Image

Елена Сердюкова, «Цветочная лавка Л.Е.С.»: «Флористика – моё призвание»

Говорят, найти своё призвание и последовать ему никогда не поздно. Правда, когда у тебя за плечами долгие годы успешной жизни, никак с этим призванием не связанной, бросить всё и пойти «своей колеёй» ох как непросто. Решиться на такое может только человек отважный, однако такие люди в истории встречались. Поль Гоген в 35 лет бросил доходное место биржевого брокера ради обожаемой живописи. Таможенник Руссо впервые взял в руки кисти в 42 года, а знаменитая американка Бабушка Мозес – аж в 67 лет, проведя до этого жизнь за «работой» жены фермера и матери семейства (и за подобную смелость судьба подарила ей ещё 34 года творчества!). Все трое заняли прочное место в истории мирового искусства. Подобные примеры можно найти, конечно, не только в живописи. О призвании, трудностях и радостях на пути к нему мы поговорили с Еленой Сердюковой, основательницей #ByElenaSerdyukova и бренд-шефом «Лавки Л.Е.С.»


– Елена Анатольевна, вы ведь тоже отнюдь не сразу нашли своё призвание?

– Вы правы, по первой специальности я магистр финансового менеджмента, закончила РЭА им. Плеханова. Довольно долго работала по этой специальности, затем была персональным ассистентом первых лиц международных фармкомпаний, а после – финансового директора пивоваренной компании «САБМиллер РУС». Однако настал момент, когда я поняла, что иду не своей дорогой, и ушла во флористику, которая меня всегда привлекала. Начинала помощником флориста в одной компании, но буквально за два месяца стала старшим флористом. И за это время убедилась, что флористика – моё призвание. Семь лет назад я решила открыть собственное дело. Бизнес начинала на свои деньги, без кредитов и займов. Изначально наша цветочная лавка существовала в интернет-пространстве, мы долго искали помещение, идеально подходящее под нашу концепцию. А когда довольно недавно нашли, то открылись в реальности – в очень интересном месте, книжном клубе «Достоевский», в двух шагах от Кремлёвского дворца.
Сейчас у нашей компании много постоянных заказчиков, мы работали с Правительством РФ, оформляли церемонии вручения премии Marie Claire, мероприятия на самых известных площадках Москвы. В общем, вышли на весьма достойный уровень.

– Магазинов цветов в столице, согласитесь, очень много. В чём отличие вашего от прочих?

– Мы – семейный авторский проект, и у нас много своих «изюминок». Так, мы отказались от сайта, потому что не хотим делать стандартные букеты № 1, № 2 и № 3. У нас сугубо творческий подход, наши решения зависят от сезона и адресности: букет, как хороший костюм, исполняется индивидуально и на заказ. Наши постоянные клиенты говорят не «хотим букет роз или хризантем», а «нужен подарок для человека такого-то возраста, пола, вкусов». И мы его собираем из самых свежих цветов, подходящих к случаю. Мы сотрудничаем со многими местными базами, поэтому цветы у нас всегда свежайшие. Работаем в основном на заказ.

– Как выживали с наступлением пандемии?

– Чем дальше развивалась ситуация с вирусом, тем хуже становились продажи. Видя, что творится в Европе, мы предположили, что и до нас это докатится, и стали корректировать закупки. И на момент закрытия салона 28 марта в холодильнике было минимальное количество срезанных цветов. Мы объявили скидки и быстро распродали остатки.
Ушли в онлайн-торговлю, но продажи были почти нулевыми: люди не понимали, как надолго затянется ожидание, многие остались без зарплат. И в первые же дни на самоизоляции мы на собственном опыте столкнулись с отсутствием в продаже медицинских масок…

– И решили перепрофилировать бизнес?

– Сначала я сшила для себя и родных несколько масок барьерного типа, благо остался большой запас тканей (до цветочного бизнеса у меня был свой корнер в шоуруме: занималась индивидуальным пошивом). Друзья начали спрашивать, почему не шью маски на продажу. Но я видела, какие проклятья сыплются на людей, которые в то время продавали маски по цене до 3 тысяч рублей. Вопросов становилось всё больше. И чтобы не отвечать одно и то же, я сделала пост на своей странице в «Инстаграм». Но реакция меня удивила. Несколько знакомых написали что-то вроде: «Лена, я никому не скажу, но, может, сошьёшь моей семье несколько масок?!» Многие писали, что не стоит комплексовать, а надо делать то, в чём нуждаются люди!

И тогда я приняла решение и сшила первую маску с вышивкой «Не болей». Стоимость за многоразовую маску поставила 100 рублей. И пошли заказы! Я поняла, что смогу поддержать финансово свою семью и сотрудников. «Цех» открыли в квартире, изделия возили на личном авто, соблюдая меры предосторожности. А потом один блогер сделал репост моего поста – и у нас начался безумный вал заказов!

А скоро мы столкнулись с людьми, пытавшимися закупать наши маски оптом и перепродавать по совсем другой цене. Но наш выбор – помогать людям, а не наживаться на ситуации, не кормить перекупщиков.

– Но конечно, вы мечтали вернуться к своим любимым цветам?

– Разумеется, мы так и сделали! Пандемия по-прежнему вносит в бизнес коррективы, посещаемость магазина в последние недели вновь упала в связи с тем, что многих снова перевели на самоизоляцию. Но нас выручает онлайн, у нас есть немало постоянных покупателей, появляются и новые. Да, малому бизнесу сейчас нелегко, главное – не опускать руки!

Image

50 ТОП-экспертов рынка ретейла обсудят будущее российского FMCG в Санкт-Петербурге

21 и 22 июня ключевые эксперты розничного рынка и консалтинга соберутся в Санкт-Петербурге и обсудят острые вопросы, связанные с адаптацией деятельности игроков продуктового рынка под новые условия,...

Image

В Екатеринбурге пройдет награждение лучших предпринимателей Среднего Урала

Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей и Уральская торгово-промышленная палата при поддержке правительства Свердловской области проведут ежегодную премию уральских промышленников и...

Image

24 мая: Дефиле инвестиционных проектов в Крайпотребсоюзе

24 мая в рамках организованной Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой Недели российского предпринимательства, в Крайпотребсоюзе (ул. Кирова, 19) состоится дефиле инвестиционных проектов....

Image

«Свеза» поддерживает музейные традиции

Международный день музеев отмечается 18 мая. Это не только профессиональный праздник для хранителей сведений о культуре, истории и традициях, но и для тех, кто поддерживает, в том числе и финансово, сохранение материальных и духовных ценностей. В...

Image

ESG Consulting провело опрос «ESG-реальность России»

В апреле текущего года агентство ESG Consulting провело опрос «ESG-реальность России», целью которого стало выяснить, каково на сегодняшний день реальное положение дел в российском бизнесе в разрезе устойчивого развития....

Image

Импортозамещение в новой экономической реальности

16 мая журнал Russian Business Guide при поддержке ТПП РФ провёл круглый стол «Импортозамещение. Промышленное развитие в новой экономической...

Image

24 мая. Деловая встреча «Государственная поддержка и дополнительные услуги для малого и среднего бизнеса»

24 мая в рамках Недели российского предпринимательства, организованной Центрально-Сибирской торгово-промышленной палатой, в Крайпотребсоюзе (ул. Кирова, 19) состоится...

Image

Электронные ценники резидента ОЭЗ «Дубна» разошлись по всей России

Компания «КОМПО» (резидент ОЭЗ «Дубна» компания «НПО «Компо») наладила в Подмосковье серийный выпуск электронных ценников собственной разработки и...

Image

Фармацевтический бизнес: обсудим ключевые вопросы на Российском Фармацевтическом Форуме

Российский Фармацевтический Форум им. Н.А. Семашко: Главная площадка для встречи фармацевтического рынка обретает новое имя...

Image

Кислородные редукторы CADUCEUS СКО-250 расширили линейку производимой резидентом ОЭЗ «Дубна» промышленной арматуры

В Подмосковье запустили продажи сетевых кислородных редукторов отечественного производства с предельной пропускной способностью 250...

Image

Программисты Подмосковья выступают с инициативой создания в России альтернативной VR-платформы

Компания «Икс Ред Групп» предлагает на обсуждение ИТ-сообщества идею создания в нашей стране альтернативной платформы для консолидации и продвижения отечественных продуктов виртуальной...

Image

Резидент ОЭЗ «Дубна» начал поставки в Подмосковье кислородных редукторов собственного производства

Компания «ВестМедГрупп» запустила в Подмосковье продажу сетевых кислородных редукторов собственного производства с предельной пропускной способностью 250...

Image

ОЭЗ «Дубна»: чтим подвиг земляков в Великой Отечественной войне

Накануне Дня Победы Управляющая компания ОЭЗ «Дубна» организовала торжественное мероприятие в честь 77-й годовщины знаменательного события, в память о мужестве и героизме советского народа, наших земляков в годы Великой...

Image

С 24 по 26 мая. Неделя российского предпринимательства в Центрально-Сибирской торгово-промышленной палате

С 24 по 26 мая в Красноярске пройдет Неделя российского предпринимательства, организованная Союзом «Центрально-Сибирская торгово-промышленная палата». Мероприятия Недели...

Image

Новые молочные фермы построят в Самарской области при поддержке Правительства региона

В текущем году крестьянские фермерские хозяйства региона планируют построить три новые молочные фермы. Реализация проектов предусматривает привлечение средств областного бюджета в виде грантов в...

Image

Как PR-специалисту выжить и действовать в новых условиях

Об этом и о многом другом расскажут спикеры конференции «ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕСС-СЛУЖБА-2022», которая пройдет 19-20 мая в Москве.

Image

С начала года более 12,5 млрд рублей инвестиций привлечено в Подмосковье при участии Корпорации развития Московской области

С начала 2022 года при участии Корпорации развития Московской области (КРМО) в регион привлечено 24 инвестора, которые создадут в Подмосковье порядка...

Актуальные комментарии