Image

Ксения Амосова, Datana: «Наша цель – стать компанией-лидером рынка Индустрии 4.0!»

«Сегодня скорость технологических изменений в мире многократно возрастает, и мы должны создать собственные технологии и стандарты по тем направлениям, которые определяют будущее. Речь прежде всего об искусственном интеллекте, <…> новых материалах, цифровых технологиях. Убеждён, мы способны достичь здесь такого же прорыва, как и в оборонной сфере!» – отметил 15 января 2020 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию. С тех пор прошло не так много времени, однако жизнь с приходом пандемии изменилась глобально. И в этом новом мире цифровые технологии призваны играть ещё более весомую роль. Среди разработчиков технологий, о которых говорил президент, – компания Datana. Мы побеседовали с Ксенией Амосовой, заместителем генерального директора и руководителем проектного офиса этой компании.

– Ксения Борисовна, Datana как компания существует не так давно, с апреля 2019 года. Но возникла она на базе группы компаний «ЛАНИТ», находящейся на рынке с 1989 года, с самого основания IT-рынка. ЛАНИТ занимает лидирующие позиции в системной интеграции, дистрибуции, консалтинге, разработке инженерных систем и ПО, IT-аутсорсинге и т. д. В составе группы – 37 дочерних компаний. А зачем потребовалось создавать ещё одну?

– Сейчас системные интеграторы ищут новые модели бизнеса: все крупные предприятия уже перенасыщены IT-решениями, с которых спали пелена волшебства и модный флёр, а IT-бюджеты экономят. ЛАНИТ, многопрофильная группа IT-компаний, постоянно ищет новые перспективные направления и становится инвестиционной площадкой для запуска стартапов. Datana началась в одном из производственных департаментов ЛАНИТ. Мы разрабатывали информационно-аналитические системы для государственного сектора и мечтали о том, как «будем делать реальные дела». Мы часто используем эту фразу, когда хотим подчеркнуть, что делаем эффективнее очень «олдскульную» отрасль – промышленность. Начав с наивной идеи из области чёрной металлургии и чтения всего, что нашли по теме в Google, и продолжая общение с экспертами и потенциальными заказчиками, мы нащупали потребность отрасли в очень специфических цифровых решениях, решающих простую и понятную задачу – экономить деньги в ходе производства на предприятии. А спустя год этой работы уже смогли сформулировать бизнес-план нашего стартапа и защитить его в ЛАНИТ. Так и возникла Datana.

– О технологиях Индустрии 4.0, с помощью которых Datana занимается цифровизацией промышленных предприятий, что-то слышали уже почти все, но толком рассказать о них могут немногие специалисты. О каких технологиях идёт речь?

– Индустрия 1.0, 2.0, 10.0 – что понимают под этими кодовыми названиями? Это просто этап оснащения производства инструментарием. Когда-то первым этапом была механизация, совсем недавно мы повсеместно говорили об автоматизации, сейчас же в фаворе цифровизация, внедрение «умного» производства – это и есть код 4.0. Это про то, чтобы создать виртуальную копию производственных объектов и процессов, происходящих над ними, научившись собирать о них огромное количество данных посредством различных методов косвенного контроля (датчиков, камер), обрабатывать их при помощи технологий работы с большими данными, а в виртуальном пространстве творить с ними всё, что захочется. Пока мы ограничиваемся математическим и физико-химическим моделированием и прогнозированием процессов и выдачей рекомендаций персоналу для достижения максимальной эффективности производства. Но кто знает, что нас ждёт впереди!

– Предприятия, с которыми вы сотрудничаете, работают в сферах чёрной и цветной металлургии. А почему именно в этих областях? И планируется ли расширение сферы ваших интересов?

– Решения в области Индустрии 4.0 нельзя внедрять, не понимая сути и особенностей технологических процессов. Отраслевая экспертиза и понимание особенностей, стоящих перед производством задач, – это очень важная составляющая успеха наших проектов. Ведь мы приносим заказчику решение проблем и экономию в рамках того, на чём он, казалось бы, собаку съел – собственного производства. По этим причинам процесс масштабирования в новую отрасль занимает не месяцы, а годы. Вот почему сейчас мы сконцентрировались именно на этих областях. Наша стратегическая цель на ближайшие 10 лет – выход в горную, нефтегазовую, нефтехимическую, нефте- и газоперерабатывающую и нефтетранспортную отрасли. Одновременно мы планируем выход на международный рынок – уже сейчас ведём переговоры с Казахстаном и ждём снятия ограничений для поездки в Индию.

– Сколько проектов вы уже завершили с момента создания и сколько сейчас в работе?

– Наше включение в новый проект устроено так: мы приходим и начинаем оптимизацию производственного процесса под ключ. Для этого нужно провести обследование технологических процессов и площадок, исследование на предмет установки и оптимальности использования того или иного оборудования, получить и изучить исторические данные, рассчитать достигаемый экономический эффект и доказать свою отраслевую и техническую экспертизу… Цикл продаж очень содержательный и долгий. Мы внедрили решение по оптимизации отдачи ферросплавов при внепечной обработке стали на одном из металлургических заводов. Также выполнили проект по обследованию кислородно-конвертерного цеха на крупнейшем металлургическом комбинате, по результатам которого сейчас запущено четыре проекта по внедрению решений Datana, находящихся на разных стадиях реализации.

– На сайте компании можно найти ваше высказывание о том, что «люди, которые двигают компанию вперёд, близки вам по духу». Расскажите об этих людях, о своей команде?

– Мы давно работаем вместе, испытали друг друга в очень тяжёлых проектах и безгранично друг другу доверяем. Но мы никогда не идеализируем друг друга. Каждый из нас – суровый критик остальных. Мы разные, и нам сложно с этим мириться, но это позволяет нам дополнять друг друга. Я иногда слышу: «Перестаньте о личном, давайте о работе!», и всегда недоумеваю – по какому принципу люди это делят?

– На такую «цифровую» команду, как ваша, должно быть, не сильно повлиял коронакризис?

– Знаменательный «переход на удалёнку» в техническом плане нам действительно дался легко. Люди пометались по офису, сгребли свои ноутбуки и мониторы, быстро привыкли к видеоконференциям, и работа потекла своим чередом. Однако было два «но», которые сильно на нас повлияли. Во-первых, наши проекты нельзя делать, отсиживаясь вообще в Москве, а тем более в собственной квартире. Нужно постоянно находиться «на местах»: обследовать, наблюдать, объяснять, советоваться, показывать промежуточные результаты. Введённые ограничения заморозили многие важные процессы.

Во-вторых, чтобы люди чувствовали себя частью команды и хотели пытаться понимать друг друга, критично важно общение, и общение не по работе. Пересечения в «Зуме» всё равно происходят по рабочей необходимости, они лишены очарования «посиделок на кухне» и возможности «зацепиться языками в опенспейсе». А у меня, как у руководителя, исчезла возможность срочно собрать людей в переговорке и совершить «срочный акт влияния на общественное мнение». В целом, работать на удалёнке можно, и это оказалось намного удобнее, чем я ожидала. Мы точно будем использовать эту модель и дальше, но обязательно введём дни «все в офисе», когда появится возможность.

– А как лично вы пришли в компанию, как скоро и благодаря чему заняли позицию заместителя генерального директора? Каковы ваши функции в команде? Кто вы по образованию, какой вуз окончили?

– Я окончила факультет вычислительной математики и кибернетики в МГУ им. Ломоносова и всегда работала в заказной разработке программного обеспечения. В ЛАНИТ я пришла на позицию руководителя проекта на большой и очень тяжёлый IT-проект: на тот момент мне стало скучно и хотелось чего-нибудь «до дрожи в коленках непреодолимого». Я понимала, что от меня ждут готовности взять на себя ответственность за нереальные вещи, но мне не было страшно. Главное – управлять ожиданиями людей, вносить ясность и порядок, быть самой и делать всё вокруг конкретным, прозрачным, чётким и честным. В этом мы совпали с человеком, основавшим Datana. Я просто понимаю, что ему нужно, и делаю это. В команде я отвечаю за то, как мы делаем проекты, занимаюсь выстраиванием внутренних процессов, закрываю оперативные проблемы и решаю неожиданные организационные ребусы. Кроме того, играю роль интегратора в команде: стараюсь делать так, чтобы люди друг друга стремились понять, не боролись, а сотрудничали.

– Если опять обратиться к вашей цитате на сайте, в компании Datana «бешеный темп, который не даёт скучать, и постоянный вызов». Не устаёте от такой скорости? Не хочется чего-то более спокойного? Находите ли время на что-то, кроме работы? Есть ли у вас увлечения? Хватает ли времени на семью?

– Я никогда не разделяла работу и остальную жизнь, передо мной никогда не стоял популярный вопрос work-life balance. Это всё моя жизнь, и именно я распределяю своё время и расставляю приоритеты, выбирая себе разные занятия. В какой-то период это были сумасшедшие забеги, связанные только с рабочими задачами, и они были самыми важными. А в какой-то момент я почувствовала, что столько сил и энергии трачу на «улучшение» взрослых людей, что пора бы родить и воспитать человека с нуля, что, собственно, и сделала. Теперь я мама чудесной маленькой дочки и уже не владею своим временем единолично: часть принадлежит ей. Сейчас я очень домашний человек, с увлечениями тоже домашними, что очень кстати в коронакризис. Я обожаю готовить и нежно лелею свой маленький сад. Остальные, вполне стандартные увлечения – путешествия, фотография, горные лыжи – отложены до лучших времён.

– Каковы ближайшие и перспективные планы компании Datana? А ваши лично?

– Наша глобальная цель – стать компанией-лидером рынка Индустрии 4.0, создав линейку продуктов, которая будет использоваться в производственных процессах многих российских и зарубежных предприятий. Мой же личный план – создать такую команду и процессы, которые позволят нам производить потрясающий результат легко и без оперативного вмешательства руководителей, чтобы они могли концентрироваться на развитии компании.

Image

Вопросы защиты прав журналистов обсудили на круглом столе в Кузбасской ТПП

20 апреля Кузбасская ТПП в смешанном формате провела круглый стол на тему «Защита профессиональных прав журналистов и СМИ». В мероприятии, наряду с работниками медиаотрасли, участвовали онлайн представители...

Image

Эксперты ЮУТПП подготовили для налоговиков предложения по поддержке предпринимателей

Представители Южно-Уральской торгово-промышленной палаты приняли участие в работе координационного совета УФНС России по Челябинской области по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего...

Image

В Калуге открылся форум «ИТС регионам»

20 апреля в Калуге на площадке Инновационного культурного центра открылся шестой ежегодный форум «ИТС регионам». В конференции, посвященной развитию интеллектуальных транспортных систем, принимают участие профильные делегации и эксперты из России и...

Image

Сообщество CWD Global выпустило земельный токен CWD-Polis

Сообщество CWD.global выпустило земельный токен CWD-Polis – инструмент для совместной покупки недвижимости через цифровые активы.

Image

Fix Price запустил новое мобильное приложение с обновленным функционалом для клиентов

Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен запустила новое мобильное приложение. Теперь пользователям доступен расширенный...

Image

«Свеза» впервые вошла в рэнкинг устойчивого развития российских компаний

Компания «Свеза» впервые вошла в ESG-рэнкинг российских компаний, составленный Независимым европейским рейтинговым агентством RAEX-Europe. «Свеза» вошла в тройку лидеров среди компаний лесопромышленного...

Image

Предприниматели Кыргызстана ищут партнеров в Челябинской области

Встречу с представителями челябинских промышленных предприятий кыргызским бизнесменам организовала Южно-Уральская торгово-промышленная...

Image

О предстоящем изменении организационно-правовой формы муниципальных СМИ

В рамках подготовки к межрегиональной конференции по проблемам региональных и муниципальных СМИ на дискуссионной площадке «Организационно-правовая форма СМИ с муниципальным участием и конкуренция на рынке»...

Image

Калужские и финские компании: курс на сотрудничество

20-21 апреля Калужскую область посетит делегация, которую возглавит Посол Финляндии в России Антти Хелантеря. Цель визита – укрепление действующих деловых связей и поиск новых направлений сотрудничества, а также знакомство с...

Image

Правоохранители, общественники и власти Челябинской области готовы усилить борьбу с нелегальным табаком

За последние годы оборот нелегальных сигарет стал одной из важнейших проблем для потребительского рынка, экономики и социальной сферы страны. Особенно остра проблема в...

Image

Обсуждение проблем трансформации СМИ было организовано Кузбасской ТПП

13 апреля в рамках подготовки к межрегиональной конференции по проблемам региональных и муниципальных СМИ Сибири состоялась дискуссионная онлайн-площадка на тему: «Проблемы трансформации региональных и муниципальных...

Image

Fix Price и «Столото» поздравили первого лотерейного миллионера сети

Fix Price (LSE и MOEX: FIXP), крупнейшая в России и одна из ведущих в мире сеть магазинов низких фиксированных цен запустила пилотный проект по продаже билетов государственных лотерей под брендом «Столото» и уже...

Image

14 апреля свой День рождения отмечает Андрей Воробьёв, губернатор Московской области

Уважаемый Андрей Юрьевич! От имени всей редакции «Бизнес-Диалог Медиа» примите самые искренние поздравления с Днём...

Image

доклад «Как построить фабрику контента и продвигаться с помощью бесплатных публикаций в СМИ»

Как писать тексты и строить отношения с журналистами, чтобы они публиковали информацию о вашей компании бесплатно. Что делать с пресс-релизами. Как выбирать темы для публикаций. Чем...

Image

ПРЕСС-РЕЛИЗ ПО ИТОГАМ ВЫСТАВКИ

Москва, 8 апреля 2021 Возвращение в офлайн: выставку MosBuild 2021 посетило 66 588 человек из 41 страны и 82 регионов России

Актуальные комментарии