Универсальность в тренде
В условиях ужесточения экономической ситуации компании из разных сфер находят все больше поводов не только конкурировать, но и сотрудничать – во многом благодаря цифровизации и финтех-инновациям.
В условиях ужесточения экономической ситуации компании из разных сфер находят все больше поводов не только конкурировать, но и сотрудничать – во многом благодаря цифровизации и финтех-инновациям.
Экономический кризис, спровоцированный в числе прочего пандемией вируса COVID-19, будет гораздо легче пережить тем компаниям, которые имеют широкие линейки услуг и сумели в последние годы превратиться в универсальные сервисные платформы, развить опции дистанционного обслуживания клиентов, считают эксперты. Во многом это относится к крупнейшим российским игрокам финансового рынка, которые один за другим создают экосистемы и открытые маркетплейсы, формирующие бесшовный клиентский опыт.
– Источником идей для платформенных бизнес-моделей стали исследования экономики сетевого эффекта и дополнительных товаров, – говорит глава платежного сегмента группы QIWI Андрей Протопопов.
Естественный отбор
Благодаря появлению универсальных сервисных решений потребители финансовых продуктов сегодня могут в режиме «одного окна» открыть брокерский счет, приобрести страховой полис или сим-карту, проверить штрафы от ГИБДД и заплатить налоги, организовать досуг, развлечения, обучение, оформить турпоездку, заказать продукты на дом и купить жилье. Одним из плюсов комплексного обслуживания для клиентов является то, что они обычно получают более выгодные условия при пользовании различными сервисами в рамках одной платформы, напоминает Андрей Протопопов. Например, за бронирование билетов в театр или проживания в гостинице через мобильный банк можно получить скидку или кэшбэк в размере 5–10%.
Прямая предпосылка появления платформенных сервисов — высокий уровень цифровых навыков у клиентов. По данным Банка России, 71% россиян пользуется интернетом, 51% имеет опыт покупок в сети, а 28% граждан являются активными онлайн-покупателями. Присоединяя сервисы и партнеров к экосистеме, финансовая компания отталкивается от потребностей клиентов, их ежедневных операций, говорит председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин: «Людям нужны не институты, а услуги: нужна не ипотека сама по себе, а квартира, где жить; нужен не автокредит, а средство передвижения. Создание универсальных платформ — попытка финансовой компании за счет интеграции дополнительных сервисов предложить клиенту полный спектр связанных услуг». Эксперт уточняет, что это становится возможным только при условии высокого уровня развития и защищенности ИТ-систем.
Строительство экосистемы — вариант не для всех.
– Создание экосистемы – долгий и дорогой путь, в процессе которого ее построение порой претерпевает кардинальные изменения ввиду непостоянства тенденций на рынке и изменения стратегических целей, – отмечает Андрей Протопопов.
Экосистемы создадут не все финансовые организации, а только крупнейшие, имеющие шанс конкурировать с будущими лидерами индустрии, уверен аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын:
– Подобно тому как крупных операторов сотовой связи у нас четыре, можно предположить, что банковских экосистем будет примерно столько же. Остальные игроки рынка найдут себе ниши, непривлекательные для лидеров, и будут оказывать услуги там, – сказал он.
Сейчас финансовые экосистемы появляются у представителей разных сегментов финансового рынка. В экосистему ВТБ, к примеру, входит целый ряд не только профильных направлений, но и небанковские услуги и сервисы — мобильный оператор, созданный в партнерстве с Tele2, сайт по реализации залоговых активов, платформа для поиска покупки и регистрации недвижимости и пр. Альфа-банк при строительстве экосистемы делает ставку на малых предпринимателей: предлагает им создание сайтов, рекламу, юридические услуги и бухгалтерию, онлайн-инфраструктуру для b2b-расчетов.
Небанковские финансовые компании тоже расширяют функционал. Компания QIWI, выросшая из сферы онлайн-платежей, превратилась в холдинг и сформировала открытую платформу, который включает в себя банк «Точка», карту рассрочки «Совесть», QIWI процессинг, QIWI Blockchain Technologies, Flocktory, QPlatform, платежные сервисы, а также образовательные и социальные проекты.
Появление цифровых сервисных платформ – закономерный ход эволюции, считает председатель правления СДМ-банка Максим Солнцев:
– Сегодняшний уровень технологического развития позволяет банкам и компаниям законно получать сведения о клиентах, предоставлять информацию своим партнерам и формировать предложения, учитывающие все их потребности и предпочтения». Успешность экосистемы или маркетплейса, по его словам, в конечном итоге будет оцениваться по времени, которое человек в них проведет, и по проценту трат. Поэтому так важны удобный интерфейс и интересный контент, – сказал он.
В последние годы облачные технологии удешевили и упростили хранение данных и управление ими, отмечает Андрей Протопопов:
– Арендная модель оплаты вычислительных мощностей и использования инфраструктуры позволила небольшим компаниям трансформировать бизнес-модель без значительных первоначальных инвестиций в ИТ-инфраструктуру, а крупному бизнесу – расширить продуктовую линейку и выйти на новые рынки с меньшими издержками за счет платформенных решений со стороны подрядчиков.
Банкам, которые традиционно являлись узкоспециализироваными компаниями, как отмечают эксперты, трудно самостоятельно работать по всем направлениям, поэтому многие из них при создании универсальных платформ будут продолжать кооперироваться с профильными игроками или поглощать технологические стартапы.
– Как правило, на построение работающей экосистемы требуется не менее пяти-десяти лет. Когда финансовая организация собирается оказывать непрофильные услуги, быстрее и дешевле привлекать партнеров или работать по модели M&A, чем развивать собственные сервисы, – говорит Андрей Протопопов.
Бигтех и open banking: принять и подружиться
Превращение финансовых компаний в универсальные платформы во многом вызвано внешними причинами, считает Леонид Делицын. Крупнейшие в мире цифровые корпорации Google, Apple, Facebook начинают оказывать своим клиентам финансовые услуги, в том числе предлагать быстрые платежи через Google Pay, Apple Pay и Facebook Pay. Подобные платформы, по его словам, не просто так называют «убийцами банков»: «Они имеют доступ к аудитории, более широкой, чем у банков, и являются очень опасными конкурентами». Эти компании, а также Microsoft и Amazon к тому же активно внедряют «цифровых помощников», которые помогают пользователям принимать повседневные решения: где найти товар или заказать сервис, как потратить деньги, добавляет эксперт.
Наступление на финансовый сектор не ограничивается ИТ-гигантами. Банковские услуги предоставляют и операторы мобильной связи. МТС Банк оказывает полный спектр услуг под банковской лицензией, остальные представители «большой телеком-четверки» выпускают кредитные и дебетовые карты. «Билайн» делает это в партнерстве с РНКО «Платежный центр», компания Tele2 — совместно с TouchBank, а эмитентом карты «МегаФон» выступает банк «Раунд».
Впрочем, как считает Андрей Протопопов, крупному платежному бизнесу будет не сложно выдержать конкуренцию:
– Для нас здесь рисков мало. Да, соцсети, мессенджеры и технологические компании внедряют в свой контур платежные инструменты. Но при этом ряд компаний, которые решили сделать для своих клиентов платежные инструменты, все равно обращаются к платежным системам или банкам, которые и обеспечивают всю техническую реализацию решения». Эксперт приводит в пример Apple, предоставившую своим американским клиентам кредитный продукт, «под капотом» которого находится решение Goldman Sachs.
Еще один элемент, который позволяет «старым» и «новым» сервисам гармонично сосуществовать, — конструкция open banking: с сентября 2019 года европейская директива PSD2 обязывает банки еврозоны предоставлять финтех-компаниям доступ к информации о клиентах.
В России это принцип пока находится в зачаточной стадии, говорит Андрей Емелин:
– Однако со временем эта тенденция может даже уничтожить традиционные бизнес-модели, представив кардинально новые электронные сервисы». Внедрению такой технологии будет способствовать развитие Единой биометрической системы (ЕБС), Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также Системы быстрых платежей (СБП), которые позволяют оказывать финансовые услуги удаленно.
Хотя open banking может перенести уровень предоставления финансовых услуг на новую высоту, для начала предстоит решить вопросы, связанные с распределением ответственности, защитой персональных данных, соблюдением коммерческой и банковской тайны, уточняет Андрей Емелин. Он также напоминает, что в 2021 году ожидается принятие федерального закона, решающего вопросы внедрения открытых интерфейсов (Open API). Его разрабатывают Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба и Минкомсвязи РФ при участии Банка России.
Предположения многих экспертов не сбылись, и финтех не убил традиционный банкинг, констатирует в свою очередь Андрей Протопопов. При этом конкуренция между ними, по его словам, будет сохраняться и служить драйвером для развития здоровой экономики.
– Участники рынка понимают: ведение конкурентной борьбы – это дорогая история, и далеко не всегда в ней есть победитель. Он также прогнозирует, что в ближайшее время финансовый мир станет свидетелем более активного проникновения простых и быстрых платформенных решений, особенно на b2b-рынках, на которые у рынка в условиях кризиса будет повышенный запрос, – резюмирует глава платежного сегмента группы QIWI.
Источник: (Ссылка)
Фото: (Ссылка)
Пригласительные письма руководству региона передал представитель Южно-Уральской торгово-промышленной палаты в Харбине во время деловой поездки в...
Ознакомительное мероприятие для студентов Южно-Уральского госуниверситета прошло по инициативе преподавателей вуза. Будущие юристы познакомились с деятельностью одного из крупнейших бизнес-объединений Челябинской области и расширили...
Южно-Уральская железная дорога поделилась спецификой организации инновационной деятельности в компании и пригласила предпринимателей стать поставщиками корпорации. В свою очередь, предприниматели представили крупному бизнесу собственные...
Уникальная возможность побывать на экскурсии в «ГРЦ имени Макеева» представилась руководителям подразделений, профильных комитетов и партнерам Палаты. Предприятие является одним из градообразующих для города...
9-е совместное заседание Российско-Узбекского и Узбекско-Российского деловых советов состоялось в рамках мероприятий международной промышленной выставки «ИННОПРОМ. Центральная Азия». Ключевая тема обсуждения –...
На площадке Московской ТПП с весны 2024 года заработала Школа предпринимательства для иностранных студентов московских вузов «Начни свой бизнес с Москвой»....
1 837 человек подали заявки для участия в волонтерской программе Международного экономического форума «Россия — Исламский мир: KazanForum». Юбилейный XV KazanForum состоится в столице Татарстана 14-19 мая 2024...
Russia Halal Expo в рамках Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum» развернется на площади 30 тыс. м². Экспозиция проходит с 2017 года, став за это время одной из самых крупных...
22 апреля Почётное представительство ТПП РФ в Азербайджанской Республике совместно с ТПП РФ, при поддержке Торгового представительства Российской Федерации в Азербайджанской Республике, Ассоциации...
Межрегиональная отраслевая Премия профессионалов предприятий городского хозяйства учреждена при участии Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ...
Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета...
2 апреля 2024 года в Центре событий РБК состоялся Форум информационных технологий INFOSPACE.
11 апреля в технопарке «Сколково» завершился Международный форум «Открытые инновации», который собрал более 4 тыс. участников....
28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, склад-ского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными...
10 апреля в пресс-центре Международной медиагруппы «Россия сегодня» в Москве состоялась торжественная церемония награждения победителей юбилейного XXX Всероссийского...
Участие в KazanForum, который пройдет в столице Татарстана с 14 по 19 мая, подтвердили представители более 80 стран, в том числе ОАЭ, Королевства Бахрейн, Малайзии, Турецкой Республики, Исламской Республики Ирана, Ливии, а также других,...
В бета-версии приложения умного дома EKF Connect Home появился навык для виртуального ассистента Алиса.
Трек «Женский взгляд» на ХV Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum» соберет на своей площадке известных зарубежных спикеров из почти 80...
Татьяна Завьялова: к 2030 году рынок ESG создаст 30 млн рабочих мест
Сбер начал сбор волонтеров на весенние «Чистые игры»
Эффективность улавливания газов серной программы «Норникеля» составила 99,6%
Какие индикаторы говорят о возрождении повестки устойчивого развития у отечественного бизнеса
В Сбере назвали фокус на человекоцентричность ответом на запрос общества
По результатам 2023 года, Ханты-Мансийск оказался в списке 20 российских городов с самыми высокими темпами развития, о чем в своем телеграм-канале уведомил мэр города Максим Ряшин.
«Роснефть» завершила первый этап лесоклиматического проекта в Красноярском крае
Это смогли сделать специалисты Уфимского университета науки и технологий (УУНиТ).